Стена позора: как украинское государство присоединилось к оскорблениям в адрес Германии

Четверг, 9 февраля 2017, 10:08 - Анатолий Марциновский, Европейская правда

"Я именно таким образом донес четкий и короткий ответ украинцев на понятном для посла языке", – объяснил в Facebook народный депутат Алексей Гончаренко, зачем он написал "Nein" на фрагменте Берлинской стены у входа в немецкое посольство.

Своей выходкой нардеп придал новый поворот скандалу, вызванному высказываниями немецкого посла Эрнста Райхеля о возможности выборов на оккупированных территориях Донбасса в присутствии там российских войск.

Фактически с подачи депутата от БПП к скандалу по-новому присоединились партия и фракция, сам Порошенко и государство в целом.

Хотя казалось, по состоянию на утро среды все уже высказались по поводу этой обоюдно неприятной эмоциональной истории.

Должным образом отреагировал МИД Украины. Громко продемонстрировали бескомпромиссность и патриотизм отечественные парламентарии – в том числе обычно толерантные к подобным заявлениям со стороны своих коллег из прокремлевского Оппоблока или Виктора Медведчука. Кто-то в знак протеста не пошел на прием, организованный в тот день посольством по случаю 25-летия начала работы дипмиссии.

Детально проанализировали ситуацию эксперты, в том числе и "Европейская правда" (см. публикацию "Выборы с оккупантами": почему появилось заявление посла Германии и как должна реагировать Украина").

Тем более неожиданной стала атака Гончаренко на стену, без проблем простоявшую семь лет. Здравый смысл не дает ответа на вопрос, почему надо было протестовать именно таким вандальным образом. Соцсети почти однозначно сошлись во мнении, что это просто не от большого ума депутата. Пользователи массово награждали Гончаренко соответствующими эпитетами.

Но, к сожалению, конечной проблемой здесь является не очевидная всем глупость отдельного представителя украинского политикума. Собственно, проблем в результате аж несколько.

Первая лежит в плоскости международных отношений.

На ней лаконично акцентировало в обнародованном после акции Гончаренко заявлении немецкое посольство: "...имеет место нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях".

Это действительно так. Причем надо понимать, что

нарушил конвенцию не Гончаренко, а Украина, которая является ее участницей.

"На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства", – говорится в документе.

Украина в случае с акцией Гончаренко по непонятным причинам это требование не выполнила.

Как и у каждой дипмиссии, возле немецкой есть пост бойцов специального подразделения по охране диппредставительств, но они бездействовали. Хотя статус народного депутата, так называемая "неприкосновенность" – вовсе не причина спокойно наблюдать за совершением этим депутатом правонарушения.

Другая проблема – политическая.

Алексей Гончаренко принадлежит к президентской партии. Он – заместитель председателя фракции в Верховной раде, представляет ее в парламентской делегации в ПАСЕ и в целом – одно из наиболее публичных партийных лиц. Поэтому вандализм Гончаренко бьет и по его теперешний политический силе. Причем из нескольких стволов сразу.

В соцсетях акция Гончаренко стала поводом вновь вспомнить его прошлое. Он – бывший "регионал", который после Революции достоинства быстро оказался под знаменами Порошенко – как и многие другие соратники Януковича. "Одесса не была украинским городом. Одесса создавалась как центр Новороссии", – одно из его известных высказываний времен предыдущего режима.

Но больше всего по президентской партии и Украине в целом бьет не так сам факт вандализма Гончаренко, как реакция на него. Точнее, отсутствие таковой – БПП ответил дружным молчанием. Действия своего видного члена не осудили ни партия как таковая, ни кто-либо из лидеров.

Коллеги Гончаренко по фракции дипломатично избегали оценок в медиа, когда была возможность отмежеваться от его вандализма. По крайней мере, никаких упоминаний о таких заявлениях до сегодняшнего утра не появилось.

Похоже, у Порошенко не видят в этой истории чего-либо особенного или достойного осуждения.

Промолчал и сам президент. Так же, как и МИД Украины и министр Павел Климкин.

Из высших должностных лиц надлежащим образом отреагировала на действия Гончаренко только вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Клипмуш-Цинцадзе.

Безусловно, качество отечественных политиков очевидно не только украинским избирателям. Поэтому, возможно, сам по себе акт вандализма Гончаренко и не слишком удивил немецкую сторону – хотя случай действительно неординарный.

Однако главной проблемой является именно отсутствие должной реакции государства и правящей партии.

Украина сейчас и без того испытывает нехватку настоящих союзников на Западе, особенно учитывая ситуацию в отношениях с США и Польшей. Поэтому Киеву совершенно не нужны лишние осложнения в диалоге с Берлином.

Тогда как скандал, начавшийся с действительно противоречивых и достойных критики высказываний немецкого посла, завершился, в конце концов, лужей, в которую села именно украинская власть.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора