Со всем миром против РФ. Три сценария транзитного спора ВТО
21 марта Органом по урегулированию споров Всемирной торговой организации было принято решение о создании Группы экспертов, которые будут рассматривать иск Украины к Российской Федерации о транзитных ограничениях.
Этот иск Украины к РФ очень важен для нас, поскольку мы доказываем, что ограничения транзита не имеют никаких оснований и объяснений и что это – часть торговой агрессии против Украины.
Этот иск важен не только для Украины – потому что это не просто торговый спор двух стран.
Действия РФ направлены на причинение вреда отношениям Украины с третьими странами, а также на ограничение этих стран в доступе к украинскому продовольствию. Это попытка не просто повлиять, а разрушить традиционные отношения и транспортные коридоры, которые шаг за шагом веками складывались между европейской и азиатской частями мира.
Эти действия также являются попыткой вытеснить украинский экспорт с рынка Казахстана и Кыргызстана, сделав доставку товаров альтернативным путем дольше и дороже.
Этим иском мы также показываем всем странам, что Украина не потерпит каких-либо ограничений в отношении украинского экспорта, а будет использовать все возможные механизмы и инструменты для их устранения.
Что такое неправомерные действия РФ в отношении транзитных ограничений?
Россия стремится разрушить традиционные отношения Украины со странами-соседями, которые шаг за шагом веками строились между европейской и азиатской частями мира.
Не нужно быть специалистом, стоит лишь вспомнить географическую карту – территория Украины является наиболее удобным и естественным маршрутом для движения товаров из Европы в Азию автомобильным и железнодорожным транспортом.
А значит, вводя искусственные ограничения транзитного движения, РФ лишает международный транзит наиболее удобных маршрутов по территории Украины в страны Средней Азии и, соответственно, все транзитное движение по территории Украины через территорию РФ сталкивается с необоснованными задержками и ограничениями.
31 декабря 2015 года на украинско-российской границе россияне начали останавливать грузы, которые должны были следовать из Украины транзитом через территорию РФ далее в Казахстан и третьи страны.
Было создано только два пункта пропуска груза на белорусско-российской границе (один для автомобилей, а второй – для железнодорожных перевозок). Но и находясь в этих пунктах, перевозчики были вынуждены по несколько дней ожидать формирования караванов (ограниченных до 10 машин в колонне) и двигаться дальше в Казахстан под конвоем российской дорожной полиции.
С 1 июля 2016 года транзитные ограничения были расширении как географически (Кыргызстан), так и по содержанию (в частности, введен полный запрет перемещения через территорию РФ товаров, ставка импортной пошлины на которые выше нуля). Таким образом,
РФ самостоятельно установила специальные условия международного транзита исключительно для грузов, следующих из или через территорию Украины.
Ограничивается транзит не только украинских товаров, но и товаров любого происхождения, которые предварительно передвигались по территории Украины.
По нашему убеждению, такие ограничения со стороны РФ – это попытка разрушить транзитный потенциал Украины.
Очередное доказательство этого – решения РФ о транзитных ограничениях де-факто вступили в силу еще до их публикации! То есть не было никакой возможности ознакомиться с "новыми правилами" до их введения и подготовиться к ним, что нанесло прямые и невосполнимые убытки целому ряду компаний.
Более того, неправомерные действия РФ в отношении транзитных ограничений рассматриваются Украиной как применение РФ ограничений на экспорт украинских товаров в третьи страны. Ведь объективно наибольший урон понесли украинские экспортеры и перевозчики, которые были лишены оптимальных, отлаженных и наиболее традиционных маршрутов доставки товаров в Средней Азии.
Как следствие, ограничения и запрет транзита товаров через РФ вынуждают компании либо отказаться от партнерства с коллегами из Казахстана и других стран Средней Азии, либо изобретать другие, гораздо более дорогие способы доставки своей продукции к ним.
Что именно оспаривает Украина?
Иск Украины – это уже не просто обжалование действий российской стороны. Это отстаивание прав и интересов нашей страны как в сфере международной торговли, так и обеспечения стабильных условий развития экономики Украины в целом.
13 января 2016 года среди стран-членов ВТО была распространена коммуникация относительно неправомерных действий РФ в сфере транзитных ограничений. Пока продолжался сбор доказательной базы и формировалась юридическая часть иска к РФ, Украина подняла этот вопрос на заседаниях Генерального совета ВТО (февраль и июль 2016 года), Совета по торговле товарами (апрель и июль 2016 года), комитетах ВТО.
А 13 сентября Украина направила запрос о проведении консультаций с РФ по ограничению транзитного движения – обязательный процессуальный этап, который в соответствии с процедурой урегулирования спора в ВТО должен быть пройден страной, которая настроена решить спорный вопрос, используя соответствующий механизм ВТО. Но, как мы и предполагали, в ходе консультаций урегулировать проблему не удалось.
9 февраля этого года Украина направила в Орган урегулирования споров ВТО требование о создании Группы экспертов (а, по сути, арбитров) для рассмотрения дела в отношении транзитных ограничений по существу.
Как и ожидалось, после первого объявления Украиной на заседании Органа по разрешению споров ВТО 20 февраля требования о создании Группы экспертов РФ использовала свой единственный шанс его отклонить.
Но после второго объявления 21 марта Группа экспертов была создана, несмотря на позицию Российской Федерации.
Конечно, российская сторона будет использовать все возможные средства, чтобы затянуть ход дела и уклониться от выполнения своих международных обязательств.
Мы уверены в силе нашей позиции, ведь действия РФ настолько нелогичны и необоснованны с правовой и экономической точек зрения, что это дело должно стать объективной оценкой РФ как ненадежного и непредсказуемого торгового партнера для любой страны мира.
Что дальше?
Все очень просто – есть три сценария развития событий:
1. Приведение в соответствие – РФ отменит неправомерные ограничительные меры, и традиционные условия торговли Украины со странами Средней Азии восстановятся.
2. Компенсация. Если РФ не выполнит рекомендации Органа урегулирования споров ВТО, то Украина сможет потребовать компенсации. Кроме того, мы сами сможем предложить подходящий размер и формат компенсации по предмету спора.
3. Прекращение действия уступок – в этом варианте Россия не выполняет рекомендации ВТО и не предоставляет компенсации. Тогда Украина имеет право сделать запрос в Орган урегулирования споров ВТО для получения полномочий на приостановление действия уступок или других обязательств по Соглашениям ВТО.
Согласно правилам, страна-член ВТО, которая выиграла спор, может воспользоваться временными мерами в виде компенсации или прекращения уступок до того момента, пока проигравшая сторона не приведет свои меры в соответствие с требованиями ВТО.
Компенсация заключается в предложении лишить сторону, которая не выполняет рекомендации, выгоды (например, снижения уровня пошлин). Это должно быть эквивалентно уровню ущерба, нанесенного оспариваемыми мерами.
Однако окончательным требованием к стране-нарушительнице является обязательность выполнения рекомендаций.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора