Политическая воля: чем украинские реформы отличаются от европейских
Политическая воля – понятие в нашей стране не то чтобы общеупотребительное.
Скорее, оно употребляется с негативными предлогами. Например: "недостаток политической воли" или "была бы на то политическая воля".
События революции 2014 года показали, что воля есть у украинского народа и выдвинутых им в тот момент политиков.
То есть в экстренных условиях мы можем проводить сколь угодно радикальные решения. Но когда речь заходит о текущем положении в стране, особенно в ее экономике, то здесь политическая воля испаряется.
Все говорят об энергетической независимости Украины – и ничего не происходит.
Самый знаменитый в этом смысле политик, синоним "воли" в политике – это Маргарет Тэтчер. Недаром ее называют "железной леди" - в том числе и из-за несгибаемой воли.
Так вот, Маргарет Тэтчер говорила, что воля – это вопрос тренировки.
Вы просто должны взять себя за шкирку и заставить делать необходимое. Вот и вся история с политической волей.
Что это означает в украинских условиях?
Все понимают, что Украине абсолютно необходимо быть энергетически независимой. Все понимают, что жилищный сектор страны потребляет ТРЕТЬ ее энергетических ресурсов – фантастически огромная цифра, показывающая, как неэффективны наши дома.
Все понимают, что для модернизации многоквартирного сектора необходима запредельная сумма в 50 млрд евро, которой у государства нет и не будет. Что единственный способ провести модернизацию – это вовлечь в процесс самих хозяев многоэтажек: то есть нас с вами.
В конце концов, европейский путь показывает оптимальную модель решения этой проблемы.
Путь, который успешно прошли Польша, Венгрия, Чехия. Чуть менее успешно – страны Балтии и Болгария. Их опыт, пусть даже негативный – прекрасный урок для Украины. Он показывает, что нужно делать и каких ошибок желательно избегать.
И самое главное – с этими выводами уже никто не спорит. Всем все ясно. Все за. А что же происходит на практике?
На практике Украина почти так же далека от европейской системы энергоэффективности, как и три года назад.
Из блока законов, которые позволили бы собственникам эффективно управлять своим домом, экономить энергию стране и деньги своего семейного бюджета, принят только один – "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме".
А точнее, принят лишь на бумаге. Тогда как, например, типовой договор между собственниками и управляющей компанией так и не утверждается уже полтора года – и люди до сих пор не получили возможность выбирать себе управителя.
Такая же история с порядком списания дома с баланса муниципалитета. Проблема та же – отсутствие политической воли.
Куда хуже ситуация обстоит с еще четырьмя законопроектами: "О жилищно-коммунальных услугах", "Об энергетической эффективности зданий", "О коммерческом учете коммунальных услуг" и "О фонде энергоэффективности". Пока у парламента до них не дошли руки. И неизвестно, дойдут ли…
Самое удивительное, что эти законопроекты трудно назвать "непопулярными". Сомнений в их необходимости вроде бы уже нет.
А заодно – нет и результата. Это и есть отсутствие политической воли.
Ведь действительно, мало кто из депутатов и чиновников против этих законов, по-настоящему саботирует их продвижение. Большинство просто не хочет об этом думать, не хочет делать, не хочет сконцентрироваться на выполнении своей работы.
Хотелось бы привести в пример опыт реформ в Словакии. Перед голосованием важных законопроектов, часто – непопулярных, тогдашний премьер-министр Микулаш Дзуринда (кстати, нынешний советник украинского президента) приходил в парламент и убеждал, убеждал….
Подобные истории есть и в других восточноевропейских странах, опередивших Украину в проведении реформ. Это и есть ответственность – главное отличие европейских политиков от украинских.
Потому что европейские политики знают – избиратели никогда не простят отсутствие воли. Украинские политики это пока забывают.
Однако готовы ли об этом забыть украинские избиратели?
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора