Демократия участия: чему Украина может научить мир
У нас в ЕС есть прекрасная возможность размышлять о том, чего бы нам хотелось больше – односкоростную или двухскоростную Европу. Мы высказываем претензии, когда национальные правительства или ЕС не делают чего-то, что мы считаем нужным.
Каждые четыре года мы серьезно относимся к нашим демократическим правам, когда ходим на выборы. Если нас действительно что-то достало, мы голосуем за новичка, критикующего главные политические силы. Часто – за популиста.
А потом мы возвращаемся к своей привычной жизни. Возможно, выливаем свое недовольство на Facebook, в Twitter или в блоге. Это можно назвать демократией бегового колеса – оно потребляет пар из системы, но ничего сильно не меняется.
Но в Европе есть страны, не имеющие такой роскоши.
Что удалось и чего не удалось Украине
Украина – лишь одна из бывших коммунистических стран, где произошли не одна и не две, а три масштабные революции – в 1990, 2004 и 2013 годах. Чему люди научились из этих революций, так это тому, что недостаточно просто выйти на улицы и добиться политических изменений.
Украинцы на собственных ошибках научились тому, что изменения должны происходить и после революций. Должно быть логическое продолжение революции: улучшение, модернизация, реформы, реальные изменения.
Революция, которая сейчас происходит в Украине, проходит не на улице. Она происходит в интернете, в социальных сетях – реальная и цифровая, та, которую создает гражданское общество. Украинцы были и есть свидетелями поражения централизованного управления страной при коммунизме и демократии. Первый с треском провалился, вторая показала противоречивый успех.
Длительные последствия коммунизма оставили страну с убогой сферой услуг – образованием, здравоохранением, государственным управлением, юстицией, полицией. Коррупция – маленькая и большая – всегда была инструментом для того, чтобы чего-то добиться.
Демократия сделала коррупцию еще хуже. Потому что раньше коммунисты пользовались привилегиями и без коррупции.
После 1991 года сфера государственных услуг так и не стала такой, которая могла бы предоставлять качественные услуги всем гражданам. При этом элементы незаконного обогащения на каждом уровне сохранились – институты и монополии, которые получали прибыль благодаря приближенности к власти.
Украине не удавалось создать всеобщую "инфраструктурную возможность" для всех. Именно поэтому нации приходят в упадок, утверждает Дарон Аджемоглу.
После Евромайдана люди настроены менять это, и граждане – даже больше, чем правительство. Для меня, как для человека родом из Словении, где мы устали и находимся в депрессии из-за того, что не видим реформ, было так жизнеутверждающе видеть много молодых людей, которые в прямом смысле слова брали проблемы в свои руки, не становясь политиками, а создавая демократическую политику и строя государство по такому образцу.
Реанимация реформ
Примером такого подхода является "Реанимационный пакет реформ", движение, которое фактически делает работу "министерства реформ", которую я выполнял в Словении в 2007-2008 годах или премьер-министр Словении в 2010-м.
Украинское гражданское общество продвигает реформы и отслеживает прогресс в этой сфере, общаясь с депутатами, министрами.
Образцом демократического государства являются многочисленные онлайн-сервисы, которые развивает гражданское общество, кроме государственных открытых данных. Некоторые по качеству находятся на уровне подобных сервисов, которые создаются бюрократиями на Западе, и даже превосходят их.
Например, онлайн-сервисы, которые делают расходы из национального бюджета полностью прозрачными, или программы, которые позволяют гражданам решать, как использовать часть городского бюджета. Первый борется с коррупцией, второй улучшает уровень управления городскими сообществами и гарантирует, что государственные деньги вкладываются туда, куда граждане сочтут нужным.
Но еще важнее то, что такие онлайн-сервисы создают обязательства, чувство принадлежности, собственности и улучшают доверие в обществе. Тысячи тех, кто участвует в создании этих сервисов, и сотни тысяч, которые принимают активное участие в пользовании ими, формируют устойчивую социальную сеть, независимую от потенциального хакерства, контроля или цензуры в ведущих социальных сетях. Это люди, которые снова выйдут на улицы, если будет необходимость защищать независимость Украины и демократию.
В определенном смысле,
Украина – это большая живая лаборатория для демократии участия.
Более того, это пример создания государства таким путем. Это то, что должно быть после революции: люди берут власть в свои руки.
Это больше касается не того, чтобы брать власть, а того, чтобы делать дела для страны и строить ее.
Тихая революция
По моему мнению, сама идея, что люди, свободно сотрудничая по интернету, могут принести результаты там, где государство и бюрократия на это не способны – захватывающая.
Это не очередная революция в Facebook или Twitter. Это не клики, лайки или ретвиты.
В этом есть серьезные элементы создания государства, онлайн – снизу вверх.
В случае успеха Украина будет примером того, что может сделать интернет для демократии. С верой в положительное влияние технологий на общество и с верой в Украину я надеюсь, что это будет иметь успех.
Это также ставит Украину на карту мира не как страну, потерявшую часть территории и имеющую проблемы со своим соседом, но как хаб технологий для демократии участия и ноу-хау реформ, которые продвигаются гражданским обществом.
Эта технология и другие связанные с ней социальные ноу-хау и есть то, благодаря чему мы сможем увести ветер из парусов популистов.
Автор: Жига Турк (Словения),
министр по развитию (2007-2008 гг.),
министр образования, науки, культуры и спорта (2012-2013 гг.),
глава делегации на переговорах по вступлению Словении в Организацию экономического сотрудничества и развития
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора