Каким быть украинскому экспорту. Задание на следующие 5 лет
Итак, свершилось: мы представили проект "Экспортная стратегия Украины – Дорожная карта стратегического развития торговли на 2017-2021 годы".
18 месяцев совместной работы многих украинских и международных экспертов, ассоциаций, государственных органов, сложные и длительные дискуссии... Как результат – мы совместно формируем видение и место Украины в международной торговле на 2017-2021 годы.
И теперь от нас зависит, какими они будут – пятью годами возможностей экспортировать украинские товары или годами упущенных возможностей.
Но для этого нам нужна помощь бизнеса.
Каким быть украинскому экспорту?
Сейчас у нас есть четкое видение дальнейшего развития: наукоемкий и инновационный экспорт для устойчивого развития и успеха на мировых рынках.
Экспорт – это синергия сложного взаимодействия многих отраслей. На практике он не функционирует сам по себе, ведь зависит от разных сфер, каждая из которых имеет отдельные алгоритмы и задачи: транспортной инфраструктуры, регулирования (таможенного, налогового, валютного, технического), образования, трудовых ресурсов, инноваций, инвестиций, кредитования, информирования.
Сейчас каждая сфера развивается по собственной логике, живет своей жизнью.
Однако порой они даже не пересекаются, а существуют в параллельных измерениях. Мы разрабатываем инновации – но не для бизнеса; имеем квалифицированных и талантливых специалистов – но не готовых к современным вызовам; делаем косметический ремонт инфраструктуры и таможни – вместо их тотальной перестройки; гасим пожары избыточными ресурсами – вместо того, чтобы подойти к реформам системно и комплексно.
Мы должны найти сильные места пересечения и взаимодействия между образованием и потребностями бизнеса, инновациями и производством, инфраструктурой и торговыми потоками, работой таможни и логистикой, чтобы запустить эту сложную матрицу.
Стратегия определяет четкие цели и приоритетные направления для повышения конкурентоспособности украинского экспорта:
- Создание благоприятных условий, стимулирующих торговлю и инновации для диверсификации экспорта.
- Развитие услуг по поддержке бизнеса и торговли, способных повысить конкурентоспособность предприятий, в частности МСП.
- Укрепление навыков и компетенций предприятий, в частности МСП, необходимых для участия в международной торговле.
Для достижения целей нужно работать по принципу "Трех "О" – оптимистично, оптимизированно, оперативно.
Стоит помнить, что мировой экспортный поезд движется быстро, а мы сильно отстаем. Поэтому мы предлагаем четкий план действий на пять лет, который определяет 56 актуальных задач.
Наши основные задачи: образование, отвечающее потребностям бизнеса; развитая инфраструктура (от вагонов, паромов и контейнерных сообщений до Шелкового пути); действующее "единое окно" на таможне; адекватное валютное регулирование; доступная информация о внешних рынках; соглашения о свободной торговле, которые работают на украинский бизнес.
Что экспортировать и куда?
Мы проанализировали современное состояние нашего экспорта и, главным образом, подойдя к реализации стратегии оптимистично, оптимизированно и оперативно, мы определили перспективные секторы и рынки.
Секторы было выбрано на основе кластерного подхода с целью определения будущей траектории развития. При этом мы учитывали имеющиеся на сегодня ресурсы и конкурентные преимущества и растущий спрос на зарубежных рынках. Итак, среди выбранных секторов:
Для увеличения - нажмите на изображение |
Следующий вопрос – какие внешние рынки для нас приоритетны?
Нужна стратегическая работа на каждом внешнем рынке, чтобы увеличить украинский экспорт.
На основе гравитационной модели мы определили перечень стран, с которыми Украина сейчас "недоторговывает" (undertraded markets).
Мы пошли дальше и учли другие факторы и особенности внешних рынков и вышли на "длинный список" перспективных рынков. Это рынок ЕС и 20 других рынков, главными критериями для отбора которых были их размеры, прогнозируемый рост, открытость к импорту, условия доступа, наличие заключенных соглашений о свободной торговле, потенциал потребления пищевых продуктов (как фактор базового потенциала потребления), соседство (как логистический критерий и критерий культурной и исторической близости), взаимное соответствие структуры экспорта-импорта, динамика роста нашего экспорта товаров и услуг за последние годы и т.п.
Что дальше?
Вместе с тем для нас очень важно получить обратную связь от экспертной среды, чтобы сузить этот перечень до тех рынков в фокусе, которые способны показать достаточно быстрые результаты роста экспорта при условии соответствующей работы с ними.
Для этого сейчас идет открытый опрос, где каждый практикующий экспортер или тот, кто планирует начать экспортировать, может высказать свое мнение.
И это еще не все. Для эффективного внедрения стратегии нам нужно: реализовывать каждый день план действий, разработать секторальные, кросс-секторальные и региональные стратегии; создать для определенных рынков в фокусе детальные планы продвижения украинских товаров и реализовывать их; и главное – работать и взаимодействовать.
Прежде всего нам нужно проработать План действий, чтобы он действительно стал нашим. Поэтому призываю всех до 28 апреля 2017 разработать и предоставить четкие предложения к тексту Дорожной карты развития торговли и проекту распоряжения Кабинета министров Украины "Об одобрении Экспортной стратегии Украины: Дорожной карты стратегического развития торговли на период 2017-2021 годов".
Наш единственный путь к тому, чтобы быть успешными – выйти из зоны комфорта, преодолеть стереотипы и, не ища коротких путей, работать и идти вперед. Мы должны быть креативными, дальновидными и мотивировать друг друга.
#ЕКСПОРТУЙ українське
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора