Запретить, не запрещая. Новая попытка решить проблему экспорта древесины
Депутаты в очередной раз пытаются решить коллизию с законодательством о запрете на экспорт лесоматериалов – в целом подход правильный, но законодатели опять не вчитались в нормы международного права.
Итак, имеем очередной законопроект, который призван был бы урегулировать проблему моратория на экспорт леса (напомним, это очень острый вопрос в отношениях между Украиной и ЕС, поскольку сам мораторий был введен с нарушением всех возможных обязательств Киева в этой сфере).
И этот последний законопроект содержит те же ошибки, что и предыдущие.
Речь идет о законопроекте №6035 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов экономической политики". Им предлагается отменить временный запрет на экспорт лесоматериалов, ввести государственную регистрацию внешнеэкономических договоров на такой экспорт и временно,
до 1 января 2020 года, установить вывозную пошлину на эти лесоматериалы в размере 15% от их стоимости.
Авторы законопроекта считают, что такие меры урегулируют проблемные вопросы в отношениях Украины и ее партнеров по международным соглашениям с ВТО и ЕС.
В то же время Соглашением об ассоциации с ЕС предусмотрено, что стороны не должны вводить какие-либо вывозные пошлины (статья 31). Также документ предусматривает, что ни одна из сторон не должна вводить или сохранять какие-либо запреты или ограничения на импорт любого товара другой стороны или экспорта любого товара (статья 35).
Действительно, из правил есть исключения – в статье 294 настоящего Соглашения отмечается, что с целью содействия устойчивому управлению лесными ресурсами "стороны обязуются работать вместе для улучшения правоприменения и управления в лесной отрасли и способствовать торговле легальной лесной продукцией".
Также есть положения ГАТТ/ВТО, которые разрешают определенные ограничения экспорта для "сохранения исчерпывающихся природных ресурсов, если такие меры применяются вместе с ограничением внутреннего производства или потребления".
На самом деле никто не отрицает – существует острая проблема сохранения лесов в Украине, и наша страна могла бы воспользоваться правилами ГАТТ, но законодателями не соблюдено главное условие:
ограничения экспорта возможно лишь при условии введения соответствующих ограничений внутреннего производства и потребления лесоматериалов.
Это условие снова проигнорировано.
Инициатива ввести государственную регистрацию только внешнеэкономических договоров в этой сфере не отвечает принципам экономической политики ЕС, направленной на устранение излишних барьеров и дерегуляции предпринимательской деятельности.
К тому же законопроект не согласуется с п. 13 Меморандума о взаимопонимании между Украиной как заемщиком и ЕС как кредитором и не соответствует кредитному соглашению между Украиной и Евросоюзом (о получении Украиной макрофинансовой помощи в сумме до 1 миллиарда 800 миллионов евро).
Как известно, условиями выделения второго транша кредита предусматривается необходимость воздерживаться от введения Украиной новых мер, ограничивающих или искажающих торговлю, в соответствии с обязательствами Украины перед ВТО.
То есть невыверенные законодательные инициативы эквивалентны не только имиджевым, но и финансовым потерям.
Да и задекларированную цель – урегулировать отношения с ЕС и ВТО по проблемному вопросу – законопроект не решает.
Статья подготовлена при поддержке Black Sea Trust for Regional Cooperation
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора