Что ждет переговоры о вступлении Турции в ЕС после референдума
Согласно предварительному общему результату, за изменения в конституции Турции высказалось незначительное большинство. Одержать победу Эрдогану помогли и турки, живущие в Германии, 63% которых проголосовали "за".
Оппозиция жалуется на нарушения во время голосования и уже обратилась с апелляцией в избирательную комиссию. Но даже в оппозиции мало кто верит, что это сможет существенно повлиять на конечный результат. Последнее слово – за избирательной комиссией, и вряд ли стоит ожидать, что она пересмотрит собственное решение.
Так что одобрение итога референдума наверняка останется в силе, даже если результаты голосования изменятся на тысячные доли процента.
Что же означает референдум для процесса переговоров о вступлении Турции в ЕС?
Референдум в Турции стал еще одним крупным шагом, отдаляющим ее от ЕС.
ЕС не сможет не принять во внимание критику проекта новой конституции, высказанную Венецианской комиссией, как и критику референдума со стороны ОБСЕ и других наблюдателей.
Продолжение процесса вступления Турции в ЕС становится все менее вероятным.
Вероятно ли официальное прекращение или приостановка переговоров?
Уже сейчас в Европарламенте и в некоторых национальных парламентах слышны голоса о том, что "дальше так продолжаться не может" – имея в виду грубую антиевропейскую риторику президента Эрдогана во время кампании.
Похоже, в этом вопросе среди всех партий крепнет консенсус.
Вероятно, до безотлагательного и полного разрыва отношений дело не дойдет, но по крайней мере приостановление переговоров о вступлении в ЕС – весьма вероятно. Даже если переговоры продолжатся, ратификация их возможных результатов во всех странах-членах ЕС в настоящее время целиком и полностью нереальна.
В то же время разрыв противоречил бы интересам и Турции, и Европы. В среднесрочной перспективе, скорее всего, все же придется по-новому определить отношения между Турцией и ЕС.
Отношения с отдельными странами ЕС, в частности Германией и Нидерландами, накануне референдума были весьма напряженными. Так многие наблюдатели расценили арест немецко-турецкого журналиста Дениза Юселя как политически мотивированное решение.
Станет ли ситуация после избирательной кампании менее напряженной?
К сожалению, нужно исходить из того, что напряженность в ближайшем будущем не ослабнет. Президент Эрдоган сразу же после референдума уже заявил, что следующим пунктом его программы является возобновление смертной казни. Тем самым наперед программируется следующий крупный конфликт в Европе. Нет оснований рассчитывать и на быстрое решение в деле Дениза Юселя. Эрдоган сообщил, что пока он остается президентом, рассчитывать на освобождение журналиста не приходится.
В НАТО заинтересованы в стабильных союзниках. Однако Турция расколота, как никогда прежде.
Изменится ли что-либо в отношениях НАТО со своим союзником Турцией ввиду нынешней ситуации?
Даже вопреки требованиям вышвырнуть Турцию из НАТО, раздающимся в некоторых политических кругах Европы, в ближайшее время этого ожидать не стоит. С политической точки зрения было бы неразумно без нужды лишить себя этого рычага возможного влияния. Путин от радости только потирал бы руки.
Сейчас все стороны очень заинтересованы в сохранении возможностей этого оборонного союза способствовать достижению известного уровня стабильности в регионе, сотрясаемом насилием.
Автор: Феликс Шмидт
полномочный представитель Фонда им. Фридриха Эберта в Турции
Беседовал Ханнес Альпен
Статья впервые обнародована на сайте IPG и публикуется с разрешения правообладателя