Конкурс лучших музеев Европы: россияне-победители, Украина за бортом и польский пример изменений
6 мая в городе Загреб Европейский музейный форум (ЕМФ) объявил победителей конкурса "Лучший музей Европы" (EMYA). Церемония состоялась во время юбилейной, сороковой конференции ЕМФ – старейшей музейной организации Европы.
На нынешней конференции некоторые музеи представили проекты, стоимость которых достигала 80 млн евро. Их украинским коллегам такие планы могут разве что сниться, ведь общий бюджет всего Минкульта в тридцать раз меньше, чем бюджет реновации и обновления экспозиции только одного самого дорогого музейного проекта в Европе.
Украина традиционно не была представлена на конкурсе (в последний раз нашу страну в этом соревновании представлял музей-квартира Павла Тычины в Киеве в 2015 году).
А вот россияне – были. И с ними в этом году был связан отдельный скандал.
Одну из наиболее престижных премий форума – награду имени основателя ЕМФ Кеннета Хадсона – вручили музею первого президента России Бориса Ельцина. Открытый в ноябре 2015 года в Екатеринбурге, музей привлек внимание благодаря смелому решению известной дизайнерской компании Ralph Appelbaum Associates, которая до этого создала экспозиции нескольких всемирно известных музеев. Ельцинский музей представляет этапы развития современной России, с распада Советского Союза, а экспозиция посвящена решениям ее первого президента (подчас спорным).
Награда Кеннета Хадсона чрезвычайно престижна, она вручается музеям за "необычное, смелое и спорное достижение, которое бросает вызов традиционной роли музея в обществе".
Причем в дипломе указано, что кроме мультимедийности и дизайна, россиян отметили за "проведение и развитие общественной дискуссии на темы свободы слова и сохранения демократических свобод в России".
Это решение вызвало неоднозначную реакцию как среди музейщиков Европы, так и среди россиян. Во время конференции звучали критические замечания в адрес международного жюри, которое поддержало музей, созданный в честь далеко не однозначного политика, своими действиями заложившего основы процветания коррупции и сворачивания демократии в России. При этом в самой России музей уже давно воспринимается как оппозиционное учреждение культуры, нарратив которого противоречит кремлевской политике глорификации нынешнего развития РФ.
В частности, режиссер Никита Михалков заявил, что в музее ежедневно уничтожают национальное самосознание школьников и что его программу необходимо скорректировать. После вручения награды музея Кеннета Хадсона Михалков сравнил ее с "железным крестом вермахта".
Но решение международного жюри не подлежит пересмотру, поэтому россияне остались победителями.
Также, по решению международного жюри, премию "Лучший музей Европы" получил Женевский этнографический музей (Musée d'ethnographie de Genève – MEG). Основанный более ста лет назад, в 2014 году музей вновь открылся для публики после широкомасштабного переоснащения на общую сумму 64 млн евро.
Музей работорговли в Гваделупе |
Сейчас Музей предлагает своим посетителям не только огромную музейную коллекцию, но и комнаты для проведения семинаров, лекционный зал, библиотеку, детскую арт-студию, музыкальную и мультимедийную студию, кинозал, музейный магазин, террасу и парк для прогулок.
Мемориал ACTe – Карибский центр экспрессии и памяти о работорговле и рабстве (Гваделупа, заморская территория Франции) получил в этом году премию Совета Европы. Уникальность мемориала ACTe заключается в его расположении за географическими пределами "традиционной" Европы, а также в способности музея актуализировать тему рабства путем анализа современных нарушений прав человека и торговли людьми, а также сопротивления расизму. Музей находится в помещении сахарной фабрики, полностью перестроенной под музей благодаря гранту в размере 80 млн евро.
Отдельно хочется упомянуть проекты, представленные Польшей.
Со времени вхождения в Европейский Союз музеи Польши совершили настоящий прорыв. Музей истории польских евреев "Полин" в прошлом году получил премию "Лучший музей Европы". В этом году поляки представили новые заведения – Музей эмиграции в Гдыне, Музей Силезии в Катовице, Музей имбирного печенья в Торуни и проект реновации одного из самых известных музеев Варшавы – "Королевские Лазенки".
Музей Силезии в Катовице создан на территории бывших шахт, которые были закрыты в 1989 году, из-за чего регион долгое время был эпицентром социальной турбулентности и безработицы. Новый музейный комплекс, созданный на средства ЕС (62,5 млн евро), сам частично помог преодолеть эти проблемы: за год его посетили 255 тысяч человек, вокруг появилась социально-культурная инфраструктура.
Окажутся ли украинские музеи на карте Европы?
Вопрос скорее риторический. Ни одна политическая сила в Украине не подняла вопрос развития культуры и культурного наследия на щит своей программы реформ. Таких реформ должны требовать сами граждане, которые уже приобщаются к новым адвокационным инициативам вроде SOS майбутнє.
Автор: Катерина Смаглий,
директор Киевского офиса Института Кеннана,
национальный корреспондент Европейского музейного форума в Украине
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора