НАТО в эпоху перемен: на что рассчитывает и что должна делать Украина
В четверг в Брюсселе состоится встреча лидеров стран-членов НАТО. Как правильно заметили СМИ, эта встреча не будет иметь статус саммита, ведь саммит – это более масштабное событие со своими правилами, которое проходит раз в два года.
Но тем не менее, нынешняя рабочая встреча, в которой впервые примет участие президент США Дональд Трамп, важна. В том числе – для Украины.
Мы рассчитываем, что это мероприятие направит миру очередной четкий сигнал о неизменной поддержке Украины со стороны НАТО и об абсолютном неприятии агрессивных действий России как против нашей страны, так и против всего цивилизованного мира.
У нас есть основания рассчитывать, что это прозвучит в заявлении по результатам встречи; скорее всего, сделать это заявление союзники уполномочат генерального секретаря Альянса. Однако я, конечно, ожидаю, что лидеры стран-членов Альянса будут активно контактировать со СМИ. Из моих разговоров с коллегами из стран-членов НАТО за последние две недели я делаю вывод, что тема Украины остается "в головах и сердцах" подавляющего большинства союзников по НАТО.
Но когда говорим об ожиданиях Украины от НАТО, не стоит останавливаться только на встрече союзников.
Кое-кто пытается отвлечь внимание НАТО от Украины, представляя события в Украине как нечто менее важное, чем другие события в мире.
До сих пор Альянс придерживался позиции, что ситуация в Украине и агрессия России находятся в зоне приоритетного внимания. Мы работаем над тем, чтобы это сохранилось и в дальнейшем, и ждем от партнеров продолжения четких и жестких мер давления на Российскую Федерацию, которые в конце концов заставят ее вернуться в рамки международного права.
Мы также рассчитываем на продолжение практической и материально-технической помощи для дальнейшего развития сектора безопасности и обороны Украины.
Наша цель – пройти точку невозврата в реформе сектора безопасности Украины и перевода ее на стандарты НАТО.
Речь идет не просто о помощи, а о менторской поддержке со стороны НАТО.
Мы стремимся осуществить такие реформы, после которых украинский оборонный сектор уже не сможет быть таким, каким он был в прошлом.
Точка невозврата – это когда структура вооруженных сил будет переведена на стандарты НАТО.
В Вооруженных силах Украины, в Генштабе должна быть введена так называемая J-структура, которая является общей для всех стран-союзников и для Альянса в целом.
В НАТО есть четкая структурированность военного командования. Все знают, что, к примеру, J2 – это разведка, J3 – это оперативная служба, J4 – это логистика, а J5 – это планирование операций. Каждый "модуль" имеет свои функции, одинаковые для всех стран, и это дает полную совместимость войск Альянса.
В конце концов мы должны достичь такого уровня совместимости.
Одновременно должно измениться Министерство обороны. Ему не только нужно избавиться от несвойственных функций, дублирующих Генштаб; прежде всего, Минобороны должно стать гражданским, политическим ведомством, в составе которого не будет действующих военных.
Для многих в Украине это, без преувеличения, станет переломом в сознании, но этого не избежать.
Не может Министерство обороны вести войну! Оно должно определять угрозы, формировать пути их нейтрализации, осуществлять контроль за деятельностью военных формирований. А войну ведут Генштаб и Вооруженные силы, этот принцип признан успешным во всем мире. У нас ранее Минобороны и Генштаб дублировали друг друга; сейчас мы шаг за шагом избавляемся от этого дублирования.
В этом году Украина получит новый импульс в сотрудничестве с НАТО.
Вскоре мы получим нового главу миссии Украины в Альянсе.
Надеюсь, это решение будет принято президентом Украины в ближайшие недели. В НАТО уже знают, кто из украинских дипломатов является претендентом на эту должность.
Два года, в самые тяжелые времена, мы взаимодействовали с НАТО без главы нашей миссии. В Альянсе с пониманием отнеслись к сложной ситуации, в которой оказалась Украина в условиях российской агрессии, когда лучшие кадры должны быть дома.
Но всему есть предел.
Это назначение особенно важно, учитывая то, что произойдет в июле. В НАТО уже объявили – и я могу подтвердить – что в июле этого года в Украину с визитом прибудет Североатлантический совет – высший постоянно действующий руководящий орган НАТО.
До конца года, надеюсь, мы начнем второй этап в работе ряда трастовых фондов НАТО для Украины (эти фонды, напомню, были основаны в Уэльсе, на встрече президента Порошенко с лидерами Альянса).
Мы рассчитываем, что будет согласован и начнет работу целевой проект по реформированию и развитию сил Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины.
Напомню, что ситуация в Балаклее, где в результате российской диверсии загорелись склады с оружием, доказала, что ГСЧС порой играет решающую роль в противодействии агрессии со стороны РФ. По моим данным, НАТО стала единственной международной организацией, которая немедленно откликнулась на призыв Украины и предоставила помощь в ликвидации последствий того пожара. Именно тогда возникла идея о помощи Альянса для усиления способностей ГСЧС.
В Украине часто звучит мнение, что, мол, "настоящая помощь – это предоставленные нам "Джавелины". Но я искренне убежден: лучше научить нас ловить рыбу и дать удочку, чем постоянно давать нам рыбу.
Поэтому мы с НАТО не говорим о получении "Джавелинов", а совместно делаем все возможное для того, чтобы производить "Джавелины" в Украине.
Украинская оборонная промышленность способна на гениальные вещи.
Мы уже получаем помощь в переориентации нашего ОПК на стандарты НАТО, в развитии производственной кооперации с Альянсом.
Приведу наглядный пример: в государственном оборонном заказе на ближайшие годы есть строительство морского патрульного самолета для нужд ВСУ, такого себе "мини-авакса". Дизайн и оснащение этого самолета мы будем разрабатывать совместно с НАТО.
Еще один пример: в настоящее время "Укроборонпром" при участии НАТО организовывает академию, где представителей оборонных предприятий нашей страны будут обучать методам работы по стандартам НАТО. Наша оборонная промышленность имеет большой потенциал на западном рынке, и мнение о том, что мы навсегда завязаны на российскую оборонку – необоснованный миф. Но нам порой не хватает навыков. И мы благодарны представителям Альянса, что они согласились передать свой опыт Украине.
Есть и другие примеры такого сотрудничества, хотя некоторые из них нельзя разглашать. Но содержание совместной работе в сфере реформирования ОПК – практическое и серьезное.
И с каждым годом мы будем становиться ближе к Альянсу.
Автор: Егор Божок,
и.о. главы миссии Украины при НАТО
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора