Гендиректора для министерств: что изменит в государстве европейская реформа госслужбы
23 июня – День государственной службы. Сферы, которая сейчас стоит на пороге значительных и необходимых изменений.
И хотя об этом не всегда задумываются, реформа государственной службы тоже является частью европейской интеграции Украины.
Ее результатом должно стать значительное приближение качества управления в нашей стране к стандартам ЕС. А это, в свою очередь, должно повысить прозрачность работы правительственных структур и ускорить темпы европейских реформ во всех сферах.
Базовый принцип государственной службы демократической страны – политическая нейтральность.
Могут меняться правительства, партии у власти, но это не должно влиять на работу государственных учреждений. Государственная служба должна быть подотчетной обществу и служить именно ему, а не сама себе или политикам.
Путь построения государственной службы европейского образца прошли все наши западные соседи – новые члены ЕС. Принципы и правила этого "строительства" определены программой SIGMA – совместной инициативой ОЭСР и Евросоюза, направленной на улучшение государственного управления.
Сделанное и запланированное
Сейчас внедрение этих правил, наконец, началось и в Украине. Ряд важных шагов уже сделан.
Прежде всего, созданы предпосылки для отделения политических должностей от должностей государственных служащих. Какая бы партия ни пришла к власти, это не должно влиять на качество работы государственного аппарата, поскольку от этого зависит конкурентоспособность и дееспособность всей страны. Чтобы обеспечить политическую нейтральность государственной службы, в Украине создан институт государственных секретарей, которые назначаются в министерствах на пять лет.
Теперь очередь за другим, чрезвычайно важным шагом – реформой министерств.
Она должна сфокусировать министерства и все правительство на главной функции – формировании политик.
Что это даст обществу, бизнесу и каждому гражданину?
Несмотря на то, что в Украине количество госслужащих на душу населения очень велико, сегодня мы занимаем крайне низкие позиции в международных рейтингах по качеству управления (114-е место по показателю Public-sector performance в рейтинге Global Competitiveness Index WEF).
На это есть ряд причин. Сегодня министерства – это крупные холдинги, владеющие госпредприятиями, управляющие собственностью, предоставляющие услуги. Из-за перегруженности операционной деятельностью у них очень часто просто нет времени думать над решением проблем, существующих в области, за развитие которой они отвечают.
Но самая главная проблема, о которой в то же время мало говорят – министерства не выполняют свою ключевую функцию: формировать политику в сферах своей ответственности, планировать на будущее, реагировать на вызовы, предугадывать их и качественно взаимодействовать с обществом.
Министерства как аналитические центры
Как все работает сегодня?
Решения, часто без обсуждения и надлежащего обоснования, принимаются "в недрах" государственной службы и "спускаются" к исполнению.
Министерства готовят отдельные нормативно-правовые акты – вместо того чтобы разрабатывать целостную, прозрачную и понятную обществу и бизнесу политику в конкретной сфере.
Граждане и бизнес узнают о решении последними – очень часто на этапе, когда выразить возражения можно уже только в форме протеста.
Недовольны таким подходом все. Граждане и бизнес – потому что не понимают логики действий правительства, чувствуют себя обманутыми. Правительство – потому что даже проведя значительную работу по решению проблемы, получает не поддержку общества, а очередную "зраду".
Наша задача – отойти от этой практики тоталитарных стран.
Введя европейские традиции управления, мы должны построить прозрачный, цивилизованный процесс, когда правительство сначала будет обсуждать идею, общий подход к решению проблемы (то есть формировать политику), и только затем – готовить нормативные акты.
Чтобы достичь этого, мы должны сделать несколько шагов.
Во-первых, освободить министерства от несвойственных им функций – управления государственными предприятиями, инспекции, проверки, оказания услуг, выдачи лицензий и т.п. По стандартам ОЭСР невозможно сочетать долгосрочное планирование и операционные функции.
Во-вторых, сфокусировать правительство на выработке политики и сделать министерства компактными аналитическими структурами – центрами экспертизы и знаний в своих отраслях. Министерства должны хорошо готовить аргументацию по каждому своему решению; исследовать все возможные варианты решения любой проблемы; консультироваться с обществом, стейкхолдерами о том, какое из решений лучше принять, и принимать решение только после такого основательного анализа и обсуждения.
В-третьих, значительно усилить кадровый состав государственной службы, пригласив много новых, молодых специалистов "с рынка", с хорошим образованием, практическим опытом работы и желанием изменить свою страну к лучшему.
Собственно, именно на это и направлена начавшаяся реформа 10 министерств.
Генеральные директора на госслужбе
В рамках реформы в каждом из пилотных министерств будут созданы новые подразделения – директораты. Их функцией будет именно формирование политики – согласно принятым во всех развитых странах подходам к ее формированию (включая анализ, оценку воздействий, консультации со стейкхолдерами и т.д.).
Этот термин, кстати, слышали те, кто интересовался принципом формирования политики ЕС. В Еврокомиссии действует 31 генеральный директорат – по тем вопросам, где есть потребность формировать общую политику Евросоюза. Это, к примеру, гендиректораты по вопросам энергетики, окружающей среды или же европейской политики соседства.
Каждое из этих подразделений возглавляет генеральный директор, занимающийся соответствующим направлением.
В Украине количество директоратов будет зависеть от сферы компетенции министерства.
Например, в Министерстве культуры это могут быть директораты по вопросам культуры и искусства, этнополитики, религии; в Министерстве внутренних дел – правоохранительной сферы, миграции; Министерстве социальной политики – занятости, социальной защиты и т.п. Сейчас в десяти министерствах идет процесс функционального обследования, по завершении которого будут сформированы директораты.
Важно, чтобы все вопросы выполнения Соглашения об ассоциации – то есть вопросы реформ – были закреплены именно в этих директоратах.
Возьмем для примера Министерство аграрной политики. Сейчас там есть заместитель министра по европейской интеграции, а есть заместитель, отвечающий за безопасность продуктов питания. А еще работает ветеринарная служба. Но выполнение Соглашения для этого министерства – это огромная работа именно в сфере безопасности продуктов питания.
Соглашение содержит много обязательств Украины, и логично, чтобы этим занимались узкие специалисты в составе соответствующего директората. Его будущие сотрудники должны быть экспертами в своей области, знать английский, проводить переговоры с соответствующим подразделением Еврокомиссии.
Директораты должны стать эффективными аналитическими центрами, которые будут исследовать проблемы и предлагать политикам варианты решений. В идеале целевая структура министерств будет состоять из министра, его заместителей (политический уровень), госсекретаря, генеральных директоров и секретариатов, которые станут "бэк-офисами" министерств.
Еще одним важным элементом новой структуры должны стать директораты стратегического планирования, координации политики и европейской интеграции. Они будут работать над планированием работы внутри министерства (включая составление среднесрочных планов), исходя из всей совокупности требований и задач – Соглашения об ассоциации, бюджета, меморандума с МВФ, других международных соглашений и инициатив. И они же будут отвечать за координацию евроинтеграционных процессов в министерствах.
Новые правила и новые люди
Чтобы внедрить новые правила работы в госслужбе, нужны новые люди, имеющие сильные аналитические способности, владеющие английским, хорошо разбирающиеся в предмете.
Конечно, новые должностные лица, в том числе гендиректора, получат новый, рыночный уровень зарплат.
Нанимать их планируем уже с начала сентября, когда будут объявлены первые открытые конкурсы на должности специалистов по вопросам реформ.
Отбирать этих служащих будут обновленные конкурсные комиссии, над формированием которых секретариат Кабинета министров работает сейчас вместе с Hudson – известной компанией по поиску персонала руководящего звена. Популяризовать конкурсы поможет "Internews-Украина". Обе компании будут помогать правительству в рамках технической поддержки ЕС в осуществлении реформы госуправления.
И для нас важно то, что ЕС ценит и поддерживает направление и механизмы осуществления этой реформы.
Свидетельство этого –
Украина начала получать средства бюджетной поддержки в размере 100 млн евро по программе "Поддержка комплексной реформы государственного управления в Украине".
В мае бюджет Украины получил первый транш, 10 млн евро.
И хотя это не целевая помощь (деньги поступают в общий фонд государственного бюджета), финансовая поддержка ЕС поможет нам пути реформ.
К тому же сам факт перечисления средств говорит о том, что мы идем правильным путем. Перечисление транша стало возможным после принятия нового закона "О государственной службе", стратегии реформирования государственного управления.
Конечно, реформа только началась, она масштабна и очень сложна. Но мы верим, что при поддержке международных партнеров и экспертов, при условии активного разъяснения реформы самим госслужащим мы сможем справиться с этой задачей – чтобы вывести государственную службу в нашей стране на новый, европейский уровень.
В конце концов, это даст возможность нашим гражданам почувствовать положительное влияние евроинтеграции даже в вопросах государственной службы.
Автор: Татьяна Ковтун,
заместитель государственного секретаря Кабинета министров Украины
Публикация подготовлена в сотрудничестве с вестником " ЄС в Україні. Новини співпраці".
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора