Почему защитные пошлины на металлолом не вредят ЕС: позиция металлургов

Вторник, 11 июля 2017, 10:26 — Александр Каленков, Укрметаллургпром

Скандал вокруг продления действия защитных тарифов на импорт металлолома продолжается. Принятый Верховной радой законопроект, вызвавший критику ЕС, успели поддержать и Минэкономразвития, и премьер-министр Владимир Гройсман. При этом в МЭРТ утверждают, что пошлина не будет действовать в отношении экспорта в ЕС. Последняя новость - 10 июля Петр Порошенко ветировал этот законопроект. Впрочем, президент предъявил лишь одно замечание, предложив сократить срок действия защитной ставки с 2 лет до года; прочие нормы проекта остаются неизменными. 

В ожидании дальнейшего витка скандала публикуем позицию украинских металлургов, отстаивающих сохрание защитной пошлины. 

"Европейская правда" не согласна с рядом утверждений - в частности о том, что данный проект не противоречит нормам ВТО. Позиция редакции по этому вопросу изложена в статье "Спастись от Европы: Украина идет на конфликт с ВТО, избегая скандала с ЕС". Однако мы предоставляем право для публикации противоположной позиции.

*****

Недавно представительство ЕС в Украине разразилось громкой критикой закона о продлении экспортной пошлины на металлолом. Причастные к этому нормативному акту были немедленно объявлены врагами реформ в Украине, а в адрес нашей страны вновь прозвучали угрозы о прекращении тех или иных форм поддержки.

Есть ли основания для таких эмоциональных и бескомпромиссных заявлений со стороны нашего стратегического партнера? Посмотрим на факты.

Металлолом не экспортируется в Евросоюз. Если в 2014 году в страны ЕС было вывезено 2,6 тыс. т, то в 2015 году — 24 тыс. т, а в 2016 году экспорта не было. При рынке, который исчисляется миллионами тонн, эти объемы не превышают статистической погрешности.

Таким образом, прямого экономического интереса у ЕС в получении украинского металлолома нет. И никогда не было.

Составляет ли металл из Украины конкуренцию производителям из ЕС? Снова нет.

За период действия пошлины на экспорт лома поставки металлопродукции из Украины в ЕС сократились на 14%. Рынок стали стран ЕС очень стабильный и быстрый рост там не возможен.

Поэтому основные усилия украинских металлургов обращены на более перспективные рынки, такие как Ближний восток и Азия.

При этом рынок ЕС защищен от стальной продукции из Украины ввозными пошлинами (например, по стальным трубам), которые никто отменять не спешит. И этот факт в глазах наших европейских партнеров прекрасно сочетается с декларациями о свободной торговле. А ограничение экспорта лома из Украины почему-то не сочетается.

Конкурируют ли украинские металлурги с европейскими на других рынках? Крайне редко.

Традиционными конкурентами украинских производителей стали являются российские, китайские и индийские компании, не европейские. То есть и тут конфликта интересов не видно.

Вместе с тем, ограничение экспорта лома из Украины выгодно  европейским металлургам. И вот почему - легкодоступный лом в Украине заканчивается.

В 2016 году украинские производители стали нарастили импорт лома в 8 раз и импорт горячебрикетированного железа (более дорогая альтернатива металлолому) в 4,7 раза. Основной источник импорта — Россия. В случае закрытия Россией по политическим мотивам своего рынка лома для украинских покупателей, ближайшим крупным рынком стального лома является ЕС.

Спрос на европейский лом в Украине приведет к росту цены на это сырье в Евросоюзе, что навредит тамошним металлургам.

Таким образом, европейская металлургическая промышленность выиграет, а не пострадает в результате продления пошлины на экспорт лома из Украины.

Видим, что экономических причин у ЕС выступать против ограничения экспорта лома из Украины нет. Выгоды для европейского бизнеса за этой позицией еврочиновников не стоит.

Теперь посмотрим, кому внутри Украины выгодна такая позиция европейцев. Очевидно, что не металлургам, т.к. металлолом — ключевое сырье, без которого предприятия останавливаются.

Против пошлины на вывоз металлолома выступают заготовители и экспортеры лома. Именно их позиция созвучна с мнением представителей ЕС в Украине.

Ни для кого не секрет, что заготовка металлолома является одним из самых теневых и криминальных бизнесов в Украине. Около 70% низовой ломозаготовки находится в тени, годовой оборот этого рынка оценивают от полумиллиарда до миллиарда долларов наличных в год.

По уровню прозрачности ломозаготовка стоит в одном ряду с добычей янтаря и контрабандой сигарет. А экспорт лома — бизнес, существенная часть маржи которого формируется в результате неуплаты налогов в Украине.

Выступив против продления экспортной пошлины на металлолом,

чиновники ЕС выступили в защиту одного из самых криминальных бизнесов в Украине — заготовки и экспорта металлолома.

Мы много раз слышали от еврочиновников о том, что они против ограничения экспорта лома, но ни разу не слышали, что этот бизнес должен вначале декриминализироваться и обелиться, а затем уже заявлять о своих правах. К слову, именно  металлурги недавно выступили с инициативой принятия ряда законодательных изменений, которые позволят вывести ломозаготовку из тени.

Что же получается? Экономического интереса у ЕС к украинскому металлолому нет: экспорт в ЕС отсутствует, в интересах европейских компаний — как можно дольше сохранять лом в Украине.

Совпадение ценностей — еще более несуразно. Явно не в логике ЕС оказывать поддержку украинскому криминалитету и бизнесу по обналичиванию.

Следовательно позиция ЕС по экспорту лома — скорее эмоциональное напоминание о нежелательности торговых ограничений как явления (повторюсь — в ЕС ими прекрасно пользуются в отношении Украины), нежели позиция, основанная на реальных экономических интересах европейских компаний.

При этом у Украины, которая ведет военные действия, экономические причины для продления пошлины на экспорт металлолома очень существенные.

Во-первых, оборона. Сталь для военной промышленности производится в Украине из этого сырья.

Второе — наполнение бюджета. Украине как минимум вчетверо выгоднее перерабатывать сырье внутри страны, а не экспортировать его. Валютная выручка — еще один важный аргумент. Продукция ГМК составляет почти четверть товарного экспорта Украины.

Курс гривны во многом зависит от того, как сработают металлурги.

Далее — стабильность вокруг зоны АТО. Предприятия горно-металлургического комплекса расположены в областях, граничащих с зоной боевых действий. Доходы 250 тысяч работников ГМК, а с членами семей — это около 1 млн украинцев, зависят от стабильной загрузки метпредприятий.

И, наконец, нормы ВТО позволяют Украине аргументировать введение временных торговых ограничений в случае угрозы национальной безопасности.

Все эти аргументы были высказаны металлургами на встрече с посольством ЕС в Украине. Как и то, что ситуация в Украине существенно изменилась со времени разработки Соглашения об ассоциации и нарушения странами — гарантами безопасности Украины Будапештского меморандума.

Прислушаются ли к этим аргументам в ЕС — покажет время.

А пока ясно лишь одно: главный защитник национальных интересов Украины — мы сами.

 

Автор: Александр Каленков,

президент объединения предприятий

Укрметаллургпром

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не является редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: