Декоммунизация по-польски: чем инициативы в соседней стране отличаются от украинских
Конкурировать с Польшей как ивент-мейкером в украинском медийном пространстве могут сегодня не так много стран. По крайней мере последние месяцы власти Польши генерируют немало инициатив, которые дают материалы для первых полос изданий.
В целом инициативность правящего класса – столь же важный фактор влияния страны на международные дела, как и мощность ее экономики. Польские правящие круги эту инициативность, безусловно, демонстрируют.
Лето 2017 года они решили использовать, в частности, для того, чтобы наконец прояснить статус советских памятников, а точнее – создать законные основания для их демонтажа.
Речь идет о законодательном акте, которым вносятся поправки в "Закон о запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя в названиях зданий и учреждений общественного употребления" (сокращенно его еще называют законом о декоммунизации). Парламент принял документ 22 июня 2017 года, а 17 июля его подписал польский президент.
Его принятие вызвало бурную реакцию со стороны МИД РФ, и близкое знакомство с содержанием этого законодательного акта позволяет понять, почему.
Причем российскую сторону не удовлетворяют заверения польского МИД, что места захоронений никто не тронет. Ведь российская сторона настаивает на глорификации освободителей, а не только на уважении к их праху.
Собственно, сам закон о декоммунизации был принят в апреле 2016 года, ровно год спустя после того, как в Украине проголосовали за аналогичный закон "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики". Интересно, что
разработчики польского закона откровенно признавали: при написании своего законопроекта они ориентировались на соответствующий украинский закон.
Различия между украинским и польским законами юрист Украинского института национальной памяти Сергей Рябенко определяет так:
"Если украинский закон условно состоит из двух блоков: "политического" (осуждение государством Украина коммунистического и нацистского режимов) и "практического" (процедуры устранения символики этих режимов из публичного пространства), то польский закон изначально касался именно практических вещей: запрета использования в публичном пространстве определенных названий, связанных с деятелями или событиями коммунистического прошлого.
Причем если украинским законом был предусмотрен перечень критериев, по которым та или иная символика относилась к коммунистической или нацистской, то в польском законе формирование перечня соответствующих названий было отнесено к полномочиям Института национальной памяти. Механизм изменения коммунистических названий в значительной степени был схож с тем, который определялся украинским законом".
В польском законе о декоммунизации 2016 года, однако, речь не шла о памятниках советской эпохи, их судьба этим законом не определялась. А их тем временем в стране насчитывается как минимум несколько десятков.
Поэтому на повестку дня был вынесен вопрос о прояснении статуса этих памятников, в том числе тех, которые увековечивают вклад СССР в освобождение Польши во Второй мировой войне.
Раздражение такими памятниками понемногу накапливалось в стране, а иногда и выплескивалось в акты осквернения памятных мест, которые происходили в Польше по инициативе, очевидно, националистических группировок. Но не так эти инциденты, как успешный опыт демонтажа советских памятников в Украине – т.н. ленинопад – стал толчком к решению болезненного вопроса.
Решение заключалось в том, что польские политики внесли поправки в закон о декоммунизации, в которых определялся статус и будущее таких памятников.
"Отныне памятники, которые находятся в публичном пространстве, не могут увековечивать лиц, организации, события или даты, символизирующие или иным образом пропагандирующие коммунизм или иное тоталитарное устройство. Такие памятники подлежат демонтажу по решению воеводы, которое принимается на основании позиции Института национальной памяти.
Исключения сделаны только для памятников, находящихся на территории кладбищ или мест захоронений, на частной территории (не выставленных на публичное обозрение), внесенных в реестр культурного наследия или таких, которые демонстрируются с культурной, образовательной, коллекционной или научной целью, не предусматривающей пропаганду тоталитарного строя. Несложно заметить, что эти исключения тоже в значительной степени основываются на положениях украинского закона", – констатирует Сергей Рябенко.
Судьба советских памятников на территории постсоветских стран является традиционным предметом внимания и беспокойства российской власти. Так что законодательная инициатива демонтажа этих памятников в Польше вызвала со стороны россиян ожидаемо острую реакцию.
Фактически сразу после подписания документа президентом Польши департамент информации и печати МИД РФ опубликовал комментарий, в котором действия польских властей трактовались как "возмутительная провокация", тяжкое оскорбление "россиян и народов стран, в прошлом входивших в состав СССР, сыновья и дочери которых боролись против общего врага за жизнь и свободу народов Европы, в том числе и поляков".
Можно понять, что этим комментарием не исчерпываются негативные последствия для Польши, которые в нем же обещает обеспечить официальная Москва. МИД России и Совет Федерации готовят определенные меры.
А на сайте Министерства обороны России уже появилась выборка документов 1944-1945 годов под названием "Освобождение Польши. Цена победы", в которых в положительном свете представлены контакты советской армии и жителей Польши, что должно было доказывать морально-этическую неправомерность демонтажа памятников победителям.
В России прекрасно понимают, что на обострение отношений правящие круги Польши идут сознательно.
Такой вывод можно сделать, в частности, из ответа польского МИД на комментарий российского МИД, в котором, несмотря на заявления о стремлении к предметному и конструктивному диалогу, фиксируется "враждебность некоторых представителей российской стороны к фактам, как и к самому закону и историческим событиям". Такая риторика вряд ли способна утихомирить российскую сторону, она не сработает на деэскалацию напряженности.
Поэтому со стороны российских политиков звучат предложения ввести персональные санкции против польских политиков, причастных к принятию решения, в частности, призывы запретить им въезд на территорию Российской Федерации.
Но в этом случае, очевидно, санкции должны быть применены почти ко всему политикуму Польши. Ведь поправка была вынесена на голосование правящей партией "Право и справедливость", и за нее голосовало 408 делегатов польского Сейма из общего количества 460, то есть решение было принято подавляющим большинством.
Это однозначно демонстрация того, что на сегодня демонтаж свидетельств прежней зависимости от СССР для польского политикума – более важный приоритет, чем статус-кво в отношениях с РФ.
И что по этому вопросу среди польских политиков существует устойчивый, уверенный консенсус.
Автор: Ольга Михайлова,
историк
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора