Операция "Репарация": чем требования Польши опасны для ЕС и самой Варшавы
В отношениях Польши и Германии, а точнее, Польши и всего ЕС возник новый раздражитель. Этот раздражитель – вопрос военных репараций, которые Варшава намерена взыскать с Берлина.
Вопрос о военных репарациях был включен в повестку дня правящей партии Польши "Право и справедливость" ("ПиС"). Влиятельный партийный лидер Ярослав Качиньский в прошлом году утверждал, что "Германия должна Польше огромные суммы денег" – и это не пустые слова! Согласно заключению Бюро юридического анализа польского Сейма, у Польши есть законные основания требовать военных репараций от Германии, оцененных в 48,8 млрд евро.
При этом перспективы получения каких-либо финансовых платежей от Берлина близки к нулю. В 1953 году Варшава последовала примеру западных союзников и Советского Союза, официально отказавшись от любых претензий на дальнейшие репарации от Германии.
Более того, заместитель министра иностранных дел Польши Марек Магеровский недавно подтвердил, что Варшава уважает обязательный характер этого юридического обязательства, предполагая, что рациональность шага Качиньского подвергается сомнению даже в правительственных кругах.
Очевидно, что вопрос репараций снова поднят больше из политических, а не юридических или экономических соображений.
Президент Польши Анджей Дуда (также из "ПиС") недавно наложил вето на два предложения по спорным реформам судебной власти, не дав Качиньскому передать суды под контроль правительства, что вызвало предположения о расколе в правящем лагере.
А Германия всегда была популярным козлом отпущения для "ПиС", чтобы отвлечь внимание избирателей от внутренних проблем.
Но "операция "Репарации"" представляет собой нечто большее, чем просто использование внешней политики для внутренних целей. Она также показывает, как международные отношения Польши были подвержены отрицательному влиянию примитивного подхода "ПиС" к морали, истории и суверенитету.
Мораль
Для "ПиС" стремление к "моральным победам" имеет основополагающее значение. И нет никаких сомнений в том, что польские претензии на репарации имеют солидный моральный аспект − возможно, больше, чем у любой другой страны, кроме Израиля и бывших советских республик.
Нацистская оккупация Польши привела к гибели более 5,5 млн польских граждан (около половины из которых были евреями), а также почти полному уничтожению Варшавы и многих других городов.
Польша позже отказалась от своих требований о репарациях по приказу Москвы, от которой варшавское коммунистическое правительство полностью зависело. Для "ПиС" эта историческая ошибка должна быть исправлена любой ценой, и она готова пожертвовать целями внешней политики, такими как хорошие отношения с ключевым соседом или репутация и влияние в ЕС, чтобы добиться этой моральной победы.
Но на самом деле эта политика не только неразумна, она глубоко аморальна. Польский публицист Казимеж Войцицкий недавно высказался: "Даже самое большое преступление, совершенное в прошлом, не может оправдать отсутствие рациональности и здравого смысла сегодня".
Возложение вины на второе и третье поколения немцев за зверства, совершенные более 70 лет назад, прямо противоречит конечной цели моральной внешней политики − миру и примирению между народами.
Подход Варшавы к этому вопросу отражает политическое мышление Качиньского в целом: путем пересмотра либерально-демократических институтов в Польше он пытается наконец выиграть аргументы, которые потерял в 1990-х годах, когда выступал против либеральных преобразований страны.
Однако переиграв битвы прошлого, сражаясь с якобы посткоммунистическими сетями и реверсивными реформами образования, внедренными предшественниками, "ПиС" разрушает основы государства, при этом ссылаясь на восстановление моральной справедливости.
История
Окончание режима репараций в 1950-х годах стало незаменимым шагом на пути к миру и интеграции в Европе. Это отражало фундаментальное изменение подхода к побежденному врагу в форме убеждения, что лучше превратить врага в союзника, чем сдерживать его.
Этот сдвиг не позволил повторить экономическое унижение Германии после Первой мировой войны, которое способствовало подъему Гитлера. Вместо этого Западная Германия сумела противостоять коммунизму, а впоследствии стала двигателем европейской интеграции.
Действительно, Польша не сама сделала выбор оставаться по ту сторону "железного занавеса" и быть лишенной этих преимуществ. Но политическая зрелость требует признания того, что история являет собой сложный узел. Попытка просто разрезать его часто не является ни возможной, ни целесообразной.
Эта неспособность рассматривать историю вне черно-белой интерпретации является опасной и заразительной болезнью. В Польше это затрагивает не только польско-немецкие отношения, но и многие другие национальные дискуссии.
Мы видим это на примере дебатов о лауреате Нобелевской премии мира Лехе Валенсе, чьи недолговечные контакты с коммунистической тайной полицией в начале 1970-х годов используются "ПиС" для того, чтобы дискредитировать его неоспоримый вклад в уничтожение коммунистической системы.
Это также камень преткновения в отношениях Польши с Украиной: Варшава очерняет украинского национального героя Степана Бандеру из-за его ответственности за преступления против польских граждан.
Суверенитет
Наконец, эта антинемецкая кампания также является симптомом того, как польская политика теряет европейские очертания.
Идеал "выравнивания" 1990-х годов с западноевропейскими ценностями и экономикой был заменен "ПиС" популистским идеалом "освобождения" от этих бывших партнеров.
Европеизация Польши всегда была неразрывно связана с ее отношениями с Германией. Таким образом, не случайно, что празднование польского суверенитета "ПиС" сопровождалось очернением Берлина. Основы немецко-польских двусторонних отношений рушатся, и спор о репарациях подрывает любое чувство доверия между двумя столицами.
Спор о репарациях может скоро иссякнуть, если Качиньский решит, что он исчерпал внутренние выгоды от этой кампании.
Но силы, формирующие политику Польши, вероятно, останутся до тех пор, пока "ПиС" будет у власти, ускоряя кончину внешней политики страны.
Автор: Пьотр Бурас,
журналист, глава варшавского отделения Исследовательского центра
Европейского совета по международным отношениям (ECFR)
Статья впервые опубликована на сайте Европейского совета по международным отношениям и публикуется с разрешения правообладателя. Перевод на русский язык сделан порталом IPG.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора