Энергетическая сторона санкций: судьба Nord Stream-2 зависит от украинских реформ
В августе Конгресс США конституционным большинством одобрил окончательный вариант санкционного акта Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. Эти санкции явно не пойдут на пользу экономике России, поскольку не только прямо осуждают планы страны-агрессора по Украине, но и вводят конкретные механизмы приостановления развития важных для России проектов.
Так, часть санкций, которая может прямо повлиять на строительство Nord Stream-2, описана в секции #232 акта. Безусловно, весь акт является чрезвычайно важным достижением для Украины сегодня и результатом слаженной работы как дипломатов, так и политиков обеих стран.
Теперь остается продемонстрировать подобное единство и в части выполнения другой секции - "положительных санкций" в отношении Украины, которые содержатся в секции #257 акта и
предусматривают помощь Украине в части создания плана достижения энергетической независимости и дальнейшего внедрения реформ.
Ожидания американских политиков сводятся к следующему: мы готовы поддержать Украину путем введения санкций в отношении России, ее чиновников, российских и иностранных компаний как использующих энергетику как оружие против Украины.
Однако и Украина должна активно работать для того, чтобы появился четкий план того, как наша страна станет действительно независимой от России в части энергетики и сделает невозможным шантаж со стороны последней в отношении стран Европы.
Одним из основных в акте по Украине является составление комплексного плана по повышению энергетической безопасности в Украине, увеличение объемов энергии, произведенной в Украине, и уменьшение зависимости от импорта российских энергоносителей.
Подготовка такой дорожной карты и мониторинг ее реализации предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество государственного секретаря США, Государственного агентства по международному развитию США (USAID), министра энергетики США и правительства Украины.
На эти цели правительство США готово выделить $30 млн в течение ближайших двух лет.
Будущий общий план должен включать стратегии рыночной либерализации, эффективного регулирования и надзора, обеспечения надежности, энергоэффективности и диверсификации поставок и предусматривать, как минимум, следующие направления изменений для Украины:
- продвижение передовых технологий и современных методов работы в нефтегазовом секторе;
- проведение современных геофизических исследований и международных тендеров, которые помогут привлечь квалифицированных инвесторов для поиска и разработки потенциальных ресурсов;
- расширение возможностей для передачи электроэнергии между Украиной и Европой;
- усиление способности страны поддерживать стабильность и надежность электросетей;
- независимый регуляторный надзор рынка природного газа и электрической энергии;
- имплементация положений закона о рынке природного газа, включая ценообразование, структуру тарифов и правовое регулирование;
- приватизация государственных энергетических компаний, которая должна проходить в правовом поле и по процедурам, соответствующим передовой мировой практике;
- закупка и наладка аварийных поставок топлива, в том числе реверсные потоки газа из Европы;
- оказание технической помощи для кризисного планирования и реагирования на кризисы;
- ремонт инфраструктуры, обеспечивающей транспортировку топлива;
- ремонт оборудования для передачи и поставок энергии;
- повышение эффективности использования энергии и другие меры, направленные на снижение спроса на энергию в Украине.
На самом деле такие планы должны составляться национальными правительствами стран, потому что это их прямая задача, именно они ответственны за формирование и реализацию государственной политики, в том числе в энергетической сфере. Но читая нормы Акта о контроле Конгресса и Сената над санкциями в рамках этого документа, можно сделать вывод, что секция #257 будет отслеживаться этими органами каждые 180 дней.
Государственный секретарь США будет подробно докладывать американским политикам о нашем прогрессе в части реализации мероприятий по внедрению энергетических реформ.
Так же, как он будет отчитываться о ситуации с санкциями против России.
Переводя с дипломатически политического языка на чисто политический – США готовы внедрять и поддерживать санкции против России, даже если они идут вразрез с краткосрочными коммерческими интересами американского бизнеса, но только в случае, если будут видеть сильную оборону в самой Украине, и не только на поле реального боя на Востоке, но и в виде продолжения стратегических реформ.
А теперь давайте подумаем, кто и как в Украине может реально взяться за работу по подготовке этого плана и консолидацию всех усилий с нашей стороны, чтобы доказать преданность реформам?
Кто будет коммуницировать с коллегами из США, демонстрируя наш прогресс, и объяснять его детали? Какой именно орган будет отвечать за комплексность подхода к воплощению энергетических реформ по всем направлениям?
Перед правительством Украины стоит очень нетривиальная задача. Реформы и так идут очень сложно, из-за их болезненности для потребителей и наличия "особых" интересов в энергетическом секторе. А теперь у России есть еще большая заинтересованность в несоблюдении нами своих целей по реализации заявленных реформ.
России определенным образом везет, потому что ей достаточно просто перессорить украинцев и еще раз начать "петь свою песню" о том, что мы не в состоянии провести никаких энергетических реформ, а потому и российская часть санкций не имеет смысла.
Если на нашей стороне не будет прогресса, или он не будет правильно представлен, у наших союзников в Конгрессе станет меньше аргументов в нашу поддержку.
Именно поэтому правительство, президент и парламент должны срочно приступить к созданию определенного координационного центра по подготовке плана и постоянному мониторингу его выполнения. Этот орган должен стать межведомственным, поскольку ни одно из министерств само по себе непосредственно не отвечает за весь спектр вопросов, требующих урегулирования.
Этот конкретный план должен стать прорывом и действенным механизмом для углубления сотрудничества в наших отношениях с США и ЕС как в части энергетики, так и дипломатии.
О другом варианте развития событий, в котором наша работа будет провалена из-за дезорганизованности или невозможности консолидировать усилия, даже и думать не хочется.
Автор: Ольга Белькова,
народный депутат Украины ("Блок Петра Порошенко"),
заместитель председателя комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора