Оборонный союз ЕС: что изменится в системе безопасности Европы
13 ноября 23 из 28 государств-членов ЕС объединились в оборонный союз PESCO (Permanent Structured Cooperation).
Какова цель этого союза? И как он изменит систему безопасности Европы?
Цель объединения - дать новый толчок европейскому сотрудничеству в области обороны и военной промышленности. Посредством PESCO реализуется возможность совместной разработки группой стран-членов ЕС проекта будущего развития, предусмотренная еще в Лиссабонском договоре.
Подписание документа о реализации такой инициативы – большой успех, способствующий преодолению сложившегося застоя в сфере обороны ЕС. До сих пор военное присутствие на Востоке осуществлялось лишь НАТО, в то время как ЕС ограничивался политическими мерами воздействия, в частности, санкциями против России и структурной поддержкой Украины.
Отныне мы видим готовность большинства стран-членов Евросоюза наращивать усилия в сфере обороны в политическом, экономическом, техническом и финансовом аспекте, причем делать это внутри самого ЕС.
Это хорошая новость для ЕС как интеграционного проекта, потому что он обретает еще одно важное измерение.
Особенно радует то, что государства-члены PESCO вступают в этот союз, невзирая на различные подходы к политике безопасности: с одной стороны, Польша и страны Балтии, которые делают ставку на НАТО, с другой – Австрия и Финляндия, не входящие в состав НАТО. Это дает надежду на сближение различных взглядов на проблемы безопасности и возникновение общего европейского видения в сфере обороны.
Более того - готовность многих государств присоединиться к PESCO в самом деле удивительна.
Стоит напомнить пример Польши, в отношении которой до последнего были сомнения - поскольку мы неоднократно были очевидцами многих иррациональных решений польского правительства. Однако в итоге польское правительство, возглавляемое партий "Право и справедливость", приняв позитивное решение, скорее всего, руководствовалось в первую очередь экономическими интересами, а не амбициями относительно военной интеграции в составе ЕС.
И здесь возникает вопрос о различных ожиданиях в разных европейских столицах относительно PESCO. Франция дала понять, что предпочитает амбициозный проект ограниченного количества государств-членов ЕС. Поэтому будет непросто найти баланс между гибкостью и сочетаемостью внутри PESCO.
В то же время европейский оборонный проект должен помочь этим государствам найти аргументы во внутриполитической дискуссии в пользу повышения расходов на оборону. Это может стать хорошим подспорьем в таких странах, как Австрия, Чехия или Венгрия.
Обязательства в рамках PESCO должны также противодействовать синдрому "халявщика",
когда некоторые страны извлекают выгоду из гарантий безопасности, но не принимают пропорционального участия в покрытии расходов на эти цели.
Однако наиболее сильной стороной PESCO является возможность объединения небольших групп стран-членов ЕС с целью инициирования проектов, которые в целом призваны послужить целям обороны ЕС. Для одних стран это могут быть проекты в сфере функциональной совместимости военных логистических операций, для других – инициативы, позволяющие преодолеть существующие недостатки в разведывательной деятельности.
Не исключена и возможность присоединения в рамках PESCO новых партнеров к двустороннему немецко-голландскому сотрудничеству, существовавшему до сих пор. Еще одним направлением могли бы стать операции и миссии, представляющие интерес прежде всего для Франции и Италии.
Именно поэтому ключевой задачей нового секретариата PESCO станет правильная расстановка приоритетов и поиск надлежащего баланса между различными предложениями. От этой расстановки и зависит успешность европейского оборонного проекта.
Автор: Иренеуш Биль,
директор Фонда Александра Квасьневского Amicus Europae
Статья впервые размещена на сайте IPG и публикуется с разрешения правообладателя, с редакционными сокращениями
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора