Электронный реестр адресов: что Украине стоит перенять у Литвы
Перевод регистрации физических и юридических лиц в электронный формат для полного исключения бумажного документооборота - один из основных трендов в странах Европейского Союза.
Украина сейчас только на начальном этапе создания полноценного электронного правительства. Один из его ключевых компонентов - разработка единого реестра адресов.
Создание подобного реестра имеет ряд причин. В первую очередь, Украине нужна электронная система, которая будет способствовать четкости и предсказуемости процессов регистрации объектов недвижимости. Это - очень важный рычаг для более понятной и прозрачной регистрации имущественных прав.
Реестр адресов поможет избежать проблем с идентификацией недвижимости в ситуациях, когда есть де-факто один объект, но при этом собственность зарегистрирована на несколько юридических адресов. Как известно, подобные схемы дают почву для мошенничества.
Новый сервис откроет возможности для предоставления множества коммерческих услуг в режиме онлайн, например - заключения любого договора о коммунальных услугах.
Также он будет полезным и для административной организации страны. Например, реестр можно будет использовать при проведении выборов. Информация о регистрации граждан предотвратит различные махинации в процессе голосования.
Для успешного внедрения реестра адресов и других электронных услуг каждый гражданин Украины также должен получить уникальный персональный код и возможность идентификации в системе при помощи мобильной подписи. Эти процессы также начались, но займут время.
Помощь Украине в создании качественных и эффективных электронных сервисов сегодня оказывают ряд международных доноров, включая Европейский Союз. Основной акцент на данном этапе должен быть на улучшении нормативной базы - ведь без нее невозможно приступать к созданию программного обеспечения.
В первую очередь, нужно фокусироваться на стратегии, где будет четко представлена роль Министерства юстиции Украины и других ведомств. И только потом регулировать вопрос о предоставлении сервисов и управлении реестрами.
Это довольно "тонкая" задача, которая зависит от политических решений.
Сегодня Минюст в Украине отвечает за более двадцати реестров. Среди них: реестр недвижимости и реестр юридических лиц, от эффективности которых зависит множество правовых отношений.
Одно ведомство не может полностью отвечать за сложную цепь услуг. Например, Минюст может определять методологию и стратегию развития сервисов, а базой данных реестра адресов может заниматься Служба госгеокадастра. Право на внесение данных можно предоставить органам местного самоуправления.
Именно поэтому к работе над реестром нужно подключать и Министерство регионального развития.
Реестр адресов будет создаваться на основе уже существующих геопространственных данных - нужно лишь сделать привязку базы данных Службы госгеокадастра к информации, которую внесут в новый реестр. При этом важно уже сегодня начать работать над проблемой не связанных между собой данных.
Госгеокадастр содержит информацию о собственности земли, а реестр недвижимости - о конечных владельцах объектов. Таким образом, данные о земле и данные об объектах недвижимости в Украине разделены. Хотя с правовой точки зрения эта информация должна быть консолидирована.
Сейчас украинским коллегам помогает группа экспертов литовского государственного предприятия "Центр реестров". Это предприятие уже 20 лет обеспечивает технические решения и осуществляет управление интегрированной системой реестров Литвы.
В 2017 году литовский реестр недвижимости занял третье место в мире в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса.
Благодаря чему он добился такого успеха? И что стоит перенять Украине?
Зарегистрировать физический или юридический адрес в Литве можно полностью в режиме онлайн, а потом также электронным образом подписать множество договоров. Система проверит автоматически данные о владельцах помещений.
Если помещение принадлежит лицу, которое регистрирует компанию, то данные можно вводить самостоятельно. Если же компания будет регистрироваться в принадлежащей другим лицам недвижимости, то система в реальном времени потребует у владельцев подтверждение через мобильную подпись. Правом мобильной подписи в ближайшее время будут обладать более половины граждан страны.
Кстати, в Литве в свое время решили разделить реестр адресов с реестром недвижимости, так как оба имеют разные цели. Первый имеет более широкое предназначение. Второй же отвечает за прозрачность информации по собственникам объектов недвижимости.
Все электронные услуги в Литве платные как для физических, так и для юридических лиц (включая госструктуры). Это создает атмосферу ответственности относительно предоставления этих услуг государством.
"Центр реестров" ежегодно зарабатывает на этом миллионы евро и вкладывает деньги в новые технические разработки. При этом цена услуг зачастую существенно ниже той суммы, которую часто платят в Украине, пока проходят весь путь, чтобы собрать нужные документы и справки.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора