Курс на протекционизм: чем грозит законопроект "Покупай украинское"
В Украине задумались о защите национального производителя, участвующего в государственных закупках. Цель хорошая – увеличить долю украинской продукции среди всех предложений, которые выигрывают на тендерах.
В парламент был внесен законопроект с чудесным названием-призывом: "Покупай украинское, плати украинцам". Авторы документа проанализировали европейский опыт и внесли интересные предложения, но некоторые существенные положения международного права не учли. Не предложили они и соответствующий механизм внедрения нововведений.
Авторы документа приводят статистические данные: с мая 2016 по май 2017 года в Украине было проведено 366,5 тыс. государственных закупок на сумму 274,9 млрд грн, около 38% товаров и работ, предоставляемых в рамках госзакупок отечественными победителями тендеров, являются импортированными или содержат существенную импортную составляющую.
Законопроектом "Покупай украинское, плати украинцам" (о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия развитию промышленного производства и малого и среднего предпринимательства)" №7206 предлагается повлиять на ситуацию, изменяя процедуру оценки тендерных предложения.
Как отмечается в пояснительной записке, действующая система публичных закупок преимущественно построена на использовании ценовых показателей, она не учитывает ряд факторов, имеющих большое значение в условиях обострения дефицита платежного баланса, де-факто чрезвычайного положения в социально-экономической и военно-политической сферах.
Законопроект предлагает обязательно учитывать местную составляющую – в общей оценке тендерных предложений удельный вес местной составляющей будет не ниже 20%.
Как это нововведение должно работать?
Правительство составит перечень товаров и услуг, при закупке которых единственным критерием является цена. Для всех остальных предлагается автоматически пересчитывать по математической формуле цену, указанную в тендерном предложении, с обязательным учетом критерия наличия местной составляющей в предмете закупки, а также других неценовых критериев (в случае их установления заказчиком).
То есть предложения, содержащие указанные местные критерии, будут выглядеть привлекательнее, чем равнозначные, но без этой составляющей.
По мнению разработчиков, это позволит повысить эффективность государственной политики в сфере публичных закупок и обеспечит условия для привлечения инвестиций в отечественную промышленность, локализации производств и создания новых рабочих мест.
Право ЕС не предусматривает привилегий в тендерных процедурах
Установление нового принципа оценки тендерных предложений, отдающего предпочтение отечественному производителю, может расцениваться как государственная помощь.
Статья 107 Договора о функционировании Европейского Союза устанавливает: помощь, которую в любой форме предоставляет государство-член или которая предоставлена за счет государственных ресурсов, искажает или угрожает исказить конкуренцию, давая преимущество определенным субъектам хозяйствования или производству определенных товаров, несовместима с внутренним рынком при условии, что она влияет на торговлю между государствами-членами.
Кроме того, в соответствии с Соглашением об ассоциации Украина обязана имплементировать до 2019 года базовые положения директив, регулирующих правоотношения в сфере государственных закупок, а в целом их имплементация должна быть завершена в течение восьми лет.
Положениями статьи 18 Директивы 2014/25/ЕС предусмотрено, что заказчики должны равноправно и без дискриминации относиться к субъектам хозяйствования, действовать открыто и пропорционально.
Статья 36 Директивы 2014/24/ЕС определяет, что структура закупок не должна искусственно ограничивать конкуренцию. Конкуренция может считаться ограниченной искусственно, если структура закупок разрабатывается для того, чтобы отдать предпочтение или поставить в невыгодное положение определенных участников.
Таким образом, законопроект, несмотря на благие намерения, не соответствует положениям европейского права.
В соответствии со статьей 148 Соглашения об ассоциации, стороны признают вклад прозрачного, недискриминационного, конкурентного и открытого тендерного процесса в устойчивое экономическое развитие и устанавливают в качестве своей цели эффективное, взаимное и постепенное открытие соответствующих рынков закупок. А статья 151 Соглашения отмечает: заказчики не выдвигают условий, которые могут привести к прямой или опосредованной дискриминации экономических операторов другой Стороны. Не лишним будет также напомнить, что в ст. 262 Соглашения говорится о недопустимости угрозы искажения конкуренции путем предоставления преимуществ отдельным предприятиям или производству отдельных товаров.
И наконец, согласно положениям статьи III Соглашения ВТО о государственных закупках, к которой Украина присоединилась лишь в начале 2016 года, каждая из Сторон должна обеспечить для товаров, услуг и поставщиков режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется национальным товарам, услугам и поставщикам.
Таким образом, законопроект не соответствует Соглашению об ассоциации, Соглашению ВТО о государственных закупках и праву ЕС, поскольку устанавливает требования, направленные на предоставление преимуществ отечественной продукции по сравнению с иностранной в процедурах публичных закупок, и такие нормы могут повлиять на торговлю между Украиной и государствами-членами ЕС.
Защита национального производителя – предмет переговоров
Тем не менее, возможность внедрения предложенных законопроектом изменений все же существует. Для этого Украина должна провести основательный анализ экономических факторов, инициировать соответствующие переговоры с ЕС о необходимости введения на определенный срок механизма защиты национальных производителей при процедурах публичных закупок.
После этого Украина может также инициировать переговоры с заинтересованными государствами-членами Соглашения ВТО о государственных закупках относительно введения на определенный срок вышеупомянутых мер или же воспользоваться правом выхода из этого соглашения.
Ведь, как известно, защита национального производителя в процедурах публичных закупок распространена среди государств-членов ВТО, которые не являются участниками Соглашения ВТО о госзакупках. В частности, США, Китай и Мексика ввели в законодательстве требования относительно отечественного компонента в товарах и услугах, которые могут быть приобретены в процедурах публичных закупок.
Только после успешной реализации таких мер можно вносить соответствующие изменения в законодательство – это единственный механизм, который может быть запущен для защиты национального производителя без нарушения обязательств Украины, предусмотренных Соглашением об ассоциации и Соглашением ВТО о государственных закупках.
Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза и Международного фонда "Відродження" в рамках проекта "Общественная синергия"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора