Западный фронт: как конфликт Украины с соседями становится тестом на субъектность
Осень 2017 года обернулась для Украины ухудшением отношений сразу с двумя соседними государствами, что может привести к проблемам для отечественной дипломатии.
Увеличивать количество врагов в условиях противостояния с ядерной державой – дело недальновидное, однако и не отвечать на вызовы невозможно.
Позволю себе предположить, что причиной осложнения отношений официального Киева с Будапештом и Варшавой стали не особые отношения Польши и Венгрии, которые поддерживают друг друга. Этот процесс вызван совсем другим фактором: стремлением Украины заявить о наличии собственных интересов, отказом от многолетней роли исключительно декларативного союзника.
Пока в Киеве не подкрепляли конкретными шагами слова об "уникальных возможностях", Украину никто не воспринимал всерьез.
Сейчас ситуация несколько изменилась, и реакция с западного направления последовала незамедлительно.
Принятие закона "Об образовании" вопреки требованиям Будапешта, отказ танцевать краковяк по требованию официальной Варшавы в вопросах исторической памяти имеют под собой определенную основу. Эти действия опираются не только на нормативные и подзаконные акты, но и на факт способности Украины противостоять российской гибридной агрессии, способности украинцев отстоять собственное государство.
И в этой ситуации невольно вспоминаешь о том, что далеко не только Россия в своей политике имеет мощную имперскую составляющую, подобные фантомные боли или внешнеполитические перспективы есть и у наших соседей из бывшего социалистического лагеря – Польши, Венгрии, Румынии.
Их поведение только подтверждает очевидное: мы живем в конкурентном мире, где места сантиментам на межгосударственном уровне практически нет.
Украина сегодня напоминает отряд, который вынужден продвигаться через минное поле и инженерные препятствия в условиях "дружественного огня" соседних стран, находящихся на господствующих высотах. Они добрались туда на рубеже веков и вооружены опытом переговорного процесса с НАТО и Европейским Союзом, формулировки собственных национальных интересов и согласования их с общей стратегией.
Украина долго не решалась действовать предметно, и теперь вынуждена преодолевать сопротивление соседей, которые привыкли, что рядом есть государство, которое балансирует на грани "серой зоны" или отказывается декларировать свой выход из зоны российских интересов.
Невольно вспоминается 2014 год и многочисленные слухи о сепаратных предложениях Кремля западным соседям Украины по разделу территории.
Наше государство тогда спасли европейские ценности и мужество украинских защитников. Однако фактор конфликта на Донбассе не может быть постоянным аргументом, и даже дружественные Украине зарубежные дипломаты все чаще просят наших официальных лиц быть более прагматичными в собственных стремлениях.
Это не прихоть, а необходимость – консолидация национальных интересов и способности их воплотить на международном уровне, способность отделять зерна от плевел в двусторонних отношениях и выстраивать стратегию.
По большому счету, дипломатические трения, возникшие в отношениях Украины с Польшей и Венгрией – это тест на способность нашего государства защищать собственные интересы, ключ к новому уровню европейской и евроатлантической интеграции.
Только расставив точки над "i" в отношениях с соседями (Польша, напомню, стратегический партнер и "адвокат" нашей страны), мы сможем продвигать украинские амбиции дальше. Иначе об этом не стоит даже задумываться.
Автор: Евгений Магда,
политолог, доцент НТУУ КПИ имени Игоря Сикорского
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора