Польское зеркало для Украины: ключевой урок скандального исторического закона
Неделю назад, 26 января польский Сейм проголосовал за пакет изменений в закон об Институте национальной памяти (ИНП). В ночь с 31 января на 1 февраля закон без поправок, хотя и при большом сопротивлении оппозиции, прошел сенатское голосование и теперь ждет президентской подписи.
Согласно принятым изменениям, польский ИНП получит полномочия наравне с теми, кто отрицает преступления нацистов и коммунистов, преследовать также лиц, публично отрицающих "преступления украинских националистов в 1925-50 годах", а также тех, кто употребляет термин "польские концлагеря" и приписывает ответственность или совместную ответственность за Холокост польскому народу или государству.
Закон уже вызвал крупнейший в истории кризис польско-израильских отношений – премьер Беньямин Нетаньяху и большинство в Кнессете восприняли поправку как ревизию Холокоста, причем наибольшее сопротивление вызвало действительно расплывчатое утверждение об ответственности польского народа.
Недовольство Израиля, где у власти сейчас находятся такие же правые популисты, как и сам ПиС, которые не против сколотить дешевые дивиденды на риторике "наших бьют" и "встаем с колен", вполне закономерно вызвало реакцию США. Несмотря на надежды некоторых польских публицистов,
для Вашингтона нет дилеммы, какая из двух стран является постоянным союзником, а какая – ситуативным партнером.
В Киеве на радостное законотворчество ПиС и партии Кукиз’15 отреагировали более сдержанно, однако нельзя не заметить: украинцев переполняет чувство морального превосходства. Вот мы призываем к диалогу, а поляки все портят, вот у нас свобода слова, а там пишут историю законами, не одни мы недовольны – посмотрите на Израиль.
Вывод, что в Польше происходит активная национализация исторического дискурса, а история используется как элемент легитимизации современных внешнеполитических амбиций, в целом правильный. Но ошибкой было бы остановиться на этой констатации и почивать на лаврах.
Альтернативный вывод: присматриваясь к польскому кейсу, следует осознать, как на международной арене воспринимают не менее радостное украинское законотворчество, и насколько важны консультации и стратегическая коммуникация.
Вспомним 2015 год, когда трибуна в ВР еще не остыла после выступления президента Польши Бронислава Коморовского, а депутаты уже проголосовали за закон "О борцах за независимость", который, подобно польскому, ничего не меняет, однако раздражает иностранных комментаторов обещанием преследовать тех, кто отрицает заслуги упомянутых в нем формаций.
Да, в украинском законе нет ни слова о героизме, как это подавали и подают польские СМИ, но в польском тоже ничего о Бандере или бандеризме, как сейчас смакуют СМИ украинские.
Или вспомним прошлогодний закон "Об образовании", перед принятием которого никто не додумался провести консультации с Венгрией и Румынией, а потом министр экстренно разъясняла его послам, а теперь вообще Киев делает уступки под давлением Венецианской комиссии.
Да это ж не о европейцах, это все из-за России, которая на нас напала, объясняют в Киеве. Все это так.
Однако и в Польше сегодня объясняют: мы не отрицаем Холокост, просто хотим напомнить, как мы пострадали во время войны.
Правда? Правда! Кого теперь это волнует? То-то же.
Украину, Польшу и Израиль объединяют несколько вещей: это и развитие идеологии национального мессианства, избранного народа, и попытки доказать свою уникальную роль жертвы в истории, а с помощью этой жертвенности легитимизировать свои амбиции на международной арене.
Подобный подход априори обречен на конфликт с другими государствами, которые его исповедуют. Пострадают и все вместе – как страны, позиционирующие свою внешнюю политику в проамериканском русле, и каждая по отдельности.
Вот только Израиль сможет прикрыться действительно уникальным союзом с Белым домом. Польша, несмотря на все промахи, остается членом ЕС и НАТО, а Украина...
Так что нечего злорадствовать над глупостью соседей. Само по себе утешение от "косяков" других – удовольствие приятное, но дешевое.
Вместо этого стоит выстраивать свою ответственную ипозитивную повестку дня.
Оптимальным вариантом реакции украинских элит в краткосрочной перспективе было бы наконец-то пересмотреть и изменить упомянутый закон "О борцах за независимость", вообще убрав из него упоминания о возможности преследования. Окончательно откреститься от дивизии СС "Галичина" как коллаборационной формации и инициировать новые исследования на эту тему, одновременно проведя масштабную выставку об украинских Праведниках народов мира.
Не надо бояться говорить о своих преступлениях, нужно помнить о своем героизме.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора