Не надейтесь на членство: почему "Восточному партнерству" не нужны новые стимулы
Мы часто говорим о "непоколебимой поддержке" Украины Европейским союзом, но не стоит забывать, что в самом ЕС есть очень разные позиции в отношении нашей страны. Более того: часть идей, которые звучат в Брюсселе, у нас бы назвали "антиукраинскими".
И речь идет не только о маргинальных праворадикальных пророссийских партиях.
"Европейская правда" публикует колонку Кнута Флекенштайна, депутата Европарламента от Германии, одного из ключевых социал-демократов. Этот парламентарий является вице-президентом группы SD и ее полномочным представителем в комитете по вопросам внешней политики. В то же время он уже 9 лет работает в комитете по вопросам сотредничества с РФ, а в 2015 году открыто лоббировал ослабление санкций.
Его позиция, высказанная в данной колонке, категорически противоречит позиции ЕвроПравды, но ее стоит знать и осознавать, что такое мнение также обсуждается в ЕС на высоком политическом уровне.
* * * * *
Тот, кто считает программу "Восточное партнерство" (ВП) приемной для вступления в ЕС, уменьшает шансы на успех этой политики, предусматривающей намного больше.
Смысл этого партнерства заключается в поддержке восточных соседей ЕС в осуществлении политических, экономических и социальных преобразований с тем, чтобы они извлекли выгоду из достижений Евросоюза и регионального сотрудничества, а сам ЕС обеспечил себе стабильное и безопасное ближайшее окружение.
Речь идет о максимальном взаимном обмене без членства в институциях ЕС во избежание появления новых линий разделения.
Будучи частью европейской политики соседства, ВП также объединяет в себе два подхода: поддержку ЕС конкретных реформ на двустороннем уровне в сочетании с предложениями тесного сотрудничества, а также создание стимулов для улучшения многостороннего сотрудничества в регионе как между самими восточными государствами-соседями, так и с ЕС.
Поэтому в данный момент ВП столкнулось с двумя вызовами.
Во-первых, ВП нужно добиться успеха в поддержании старта реформ и их эффективной реализации в государствах-соседях, в частности в Грузии, Молдове и Украине, которые заключили амбициозные соглашения об ассоциации в сферах политического сотрудничества и экономической интеграции, а также договоры об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли.
ЕС обязан нейтрализовать убеждение, что с заключением этих соглашений завершен определенный этап, а также противостоять требованиям скорейшего предложения перехода на следующий уровень сотрудничества. Напротив, благодаря этим соглашениям как раз и были созданы возможности для более тесного партнерства с долгосрочной перспективой.
Во-вторых, ВП оказалось перед вызовом разделения партнеров на страны, заключившие соглашения об ассоциации с ЕС, и страны, не имеющие таковых.
Например, Грузия, а с ней и Молдова, и Украина всеми силами стараются на основе соглашения об ассоциации добиться от ЕС еще большего желания идти им навстречу. Несмотря на неоднократные призывы к политике, точно подогнанной под отдельных соседей, ЕС не должен отходить от своих целей улучшить многостороннее сотрудничество между восточными партнерами.
Этого можно добиться лишь путем сохранения хотя бы минимального уровня консолидации внутри "Восточного партнерства" и ухода от перманентного разделения на каждом форуме ассоциированных и неассоциированных партнеров. В конечном счете залогом долгосрочной стабильности и безопасности является именно партнерское сотрудничество между всеми соседями.
Кроме того, в интересах ЕС – стимулировать распространение эффекта перелива странами, успешно реализующими реформы, связанные с Соглашением об ассоциации.
К сожалению, иногда ЕС посылает непонятные сигналы своим соседям, когда речь идет о миссии "Восточного партнерства".
Желание именно восточных стран-членов ЕС перенести свой рецепт в осуществлении успешных преобразований на непосредственных соседей, то есть использовать предложение вступления в ЕС как стимул для демократизации и рыночных реформ, вполне понятно.
Однако Евросоюзу и его парламентариям в отношениях с партнерами и особенно в публичных выступлениях в самих странах-соседях следует избегать подпитки нереалистических ожиданий от партнерства и ложных надежд на перспективу вступления.
Своей неоднозначной позицией по вопросу о конечной цели "Восточного партнерства" ЕС не оказывает услугу ни себе, ни партнерам. Напротив, такой позицией он провоцирует конфликты: относительно политических целей внутри самого ЕС, внутриполитических дискуссий у соседей и внешнеполитического напряжения в отношениях с Россией.
И институции ЕС, и государства-члены ЕС должны удостовериться в своей исходной задаче: "Восточное партнерство" не является одномерной и ориентированной только на вступление в ЕС политикой расширения. Оно – как и следует из его названия – создает рамочные условия для партнерского сотрудничества между восточными соседями и с Европейским Союзом.
В центре дискуссии о дальнейшем сотрудничестве в рамках ВП должны стоять такие вопросы: как ЕС может оказать наиболее эффективную поддержку своим восточным соседям в укреплении демократических институтов, утверждении верховенства права, модернизации экономики и достижении общественного прогресса? При помощи каких инициатив можно расширить региональное сотрудничество таким образом, чтобы оно оказало позитивное влияние и на безопасность, личные свободы и экономический обмен?
Поэтому новые инициативы в вопросах кооперации должны быть связаны с эффективной реализацией согласованных реформ, дабы, с одной стороны, добиться вознаграждения амбициозных реформаторских усилий, а с другой – сохранить стимулы для достижения успехов в процессе дальнейших преобразований.
Кооперационные проекты должны быть нацелены на содействие развитию малых и средних предприятий, расширение трансграничной инфраструктуры на транспорте и в энергетике, облегчение контактов на уровне гражданского общества и поддержку обмена в сфере образования и научных исследований.
Если ЕС хочет реализовать цели своей политики ВП, то есть партнерского сотрудничества в рамках восточного соседства со странами-соседями, тогда ему и в дальнейшем следует воспринимать всерьез региональное измерение этой политики и даже усилить его.
Деление партнеров на ассоциированных и неассоциированных не отвечает интересам ЕС.
Главным посланием ЕС, как и прежде, должно оставаться то, что политического и экономического успеха в долгосрочной перспективе можно достичь лишь путем партнерского сотрудничества со своими соседями.
Статья впервые размещена на сайте IPG и публикуется с разрешения правообладателя, с редакционными сокращениями
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора