Еще больше прозрачности: готова ли Украина к международному обмену налоговой информацией
Сегодня самым большим вызовом для бизнеса является борьба высоконалоговых государств против применения офшорных юрисдикций с целью размывания налоговой базы и трансграничного уклонения от уплаты налогов.
Мировым трендом в связи с этим стало оживление международного сотрудничества в сфере автоматического обмена налоговой информацией и снижение уровня конфиденциальности банковской информации.
2017 год стал переломным для международного сообщества, поскольку состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией за 2016 год.
В 2018 году к системе Единого стандарта по обмену налоговой информацией (Common Reporting Standard, далее – CRS) присоединятся еще 53 страны, которые сейчас аккумулируют информацию за 2017 год. Масштабы стран-участниц CRS заслуживают отдельного внимания, ведь к соглашению присоединились более 100 стран мира, среди которых не только страны-члены Евросоюза, но даже офшорные юрисдикции.
Что такое CRS?
CRS предусматривает ежегодный автоматический обмен налоговой информацией между государствами-членами Многосторонней конвенции о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (Конвенция MCAA).
Идея заключается в том, что банки собирают информацию о финансовой деятельности по индивидуальным счетам физических лиц и корпоративным счетам компаний, трастов и частных фондов и передают ее налоговым органам своей страны, которые направляют эту информацию в страну налогового резидентства владельца такого счета.
Важным условием для применения данного механизма является наличие налогового резидентства (которое может отличаться от страны гражданства) физического лица или компании в стране-участнице Конвенции MCAA.
Информация о владельцах счетов, которая подлежит автоматическому обмену, включает: имя, адрес, налоговый номер, дату и место рождения (для физических лиц); информацию о такой компании и о ее бенефициаров (для юридических лиц); страну резидентности; номер счета; название и идентификационный номер финансовой уставы, в котором открыт счет; баланс на счете; общую сумму начисленных дивидендов, процентов, роялти и доходов от продажи финансовых активов.
Кроме того, банки оценивают статус компании, а именно определяют, активна она или пассивна.
В случае если более половины доходов такой компании составляют доходы от дивидендов, процентов, роялти, компания признается пассивной. В таком случае информация о компании и ее бенефициарах подлежит автоматическому обмену.
Готова ли Украина?
Украина не стоит в стороне от всемирных инициатив и также выразила политическую волю присоединиться к автоматическому обмену налоговой информацией – в прошлом году министр финансов Александр Данилюк официально заявил, что Украина присоединится к CRS и осуществит первый обмен уже в 2020 году, за 2019 год.
Однако чтобы обмен налоговой информация стал возможен, Украина должна не только подписать и ратифицировать Конвенцию MCAA, но и имплементировать в национальное законодательство немало изменений.
Так, законодательство страны-участницы CRS должно регламентировать:
- порядок предоставления финансовыми учреждениями информации о владельцах счетов налоговым органам,
- порядок обеспечения соответствующего уровня защиты такой информации.
Если государство не сможет обеспечить должный уровень конфиденциальности передаваемой информации и не создаст соответствующую IT-инфраструктуру, то обмен информацией с таким государством в пределах CRS проводиться не будет.
Поэтому пока вопрос, когда Украина начнет осуществлять автоматический обмен налоговой информацией, остается открытым. Несмотря на это, украинские налоговые и правоохранительные органы уполномочены по индивидуальному запросу обращаться в органы той или иной страны за информацией в отношении конкретных лиц.
Что это означает?
Согласно исследованию, проведенному независимой международной организацией Tax Justice Network, от $21 до $32 триллионов частного капитала в мире размещено в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях. А ежегодный общий размер финансовых потоков, направленных на уменьшение налоговой нагрузки, составляет $1- $1,6 триллиона.
В случае присоединения Украины к CRS, налоговые органы будут получать информацию обо всех принадлежащих состоятельным украинцам офшорных компаниях, их счетах в иностранных банках и проведенных транзакциях.
Не следует забывать, что с 2016 года в Украине начала работу система электронного декларирования. Благодаря присоединению к CRS
появится возможность сравнивать информацию, полученную по CRS-обмену, с декларируемыми доходами чиновников.
Очевидно, будет проверяться законность осуществления инвестиций за границу с учетом действующих валютных ограничений и факта уплаты налога на доходы, полученные за пределами Украины.
Ожидается, что декларанты изменят корпоративную структуру владения бизнесом и выйдут из тени до конца 2018 года, что должно также повлиять на данные, отраженные в е-декларациях.
Следовательно, отечественным "политически значимым лицам" стоит поспешить и до конца 2018 года пересмотреть существующую корпоративную структуру и перейти к публичному владению бизнесом.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора