Министр глобальной Британии: кто возглавил королевский МИД после отставки Бориса Джонсона
В британском МИД сменилась власть.
После отставки Бориса Джонсона министерство иностранных дел Великобритании возглавил бывший министр здравоохранения Джереми Хант.
В отличие от своего предшественника, 51-летний Хант полностью лоялен к премьер-министру, поэтому такое назначение расценивается как попытка Терезы Мэй перераспределить силы в парламенте в свою пользу.
Парадоксально, что перед референдумом о выходе из ЕС этот политик (как, кстати, и премьер Тереза Мэй) поддерживал кампанию за сохранение членства Великобритании в ЕС, но сейчас именно ему предстоит координировать переговоры по Brexit. Впрочем, осенью 2017 года Хант внезапно изменил свою позицию и стал сторонником выхода из Евросоюза. Сам он частично связывает это изменение с "высокомерием" ЕС при ведении переговоров.
Джереми Хант происходит из состоятельной английской семьи, изучал в Оксфорде политологию, экономику и философию и является классическим карьерным политиком. Впрочем, до начала политической карьеры Хант был успешным бизнесменом, основал компанию Hotcourses, которая предоставляла услуги в сфере образования. В прошлом году компания была продана за 30,1 млн фунтов.
С 2012 года и до назначения министром иностранных дел Джереми Хант занимал должность министра здравоохранения в правительствах Терезы Мэй и Дэвида Кэмерона. За пять с половиной лет – рекордный срок на этом посту – он пережил много кризисов: забастовка врачей, недовольство граждан в связи со снижением уровня финансирования сферы здравоохранения и т.п.
В высокую политику он попал в 2005 году, когда был избран в Палату общин и занял пост теневого министра по вопросам инвалидов. Через два года стал министром культуры, СМИ и спорта опять же в теневом правительстве. Когда консерваторы победили на выборах – был министром по делам культуры, СМИ, спорта и Олимпийских игр (2010-2012).
Однако политическая карьера Джереми Ханта не лишена и скандальных историй.
Несколько лет назад его рассматривали как возможную кандидатуру на должность председателя консервативной партии, однако этот вопрос притормозился из-за слухов об особых отношениях английского политика с австралийским и американским медиамагнат Руперт Мердок, а именно лоббирование его интересов при приобретении им спутникового оператора Sky.
Лейбористская партия требовала отставки министра, зато Дэвид Камерон его поддержал и впоследствии переназначил на должность министра здравоохранения.
Другая история, которая повлияла на его имидж, произошла в апреле этого года: Джереми Хант был вынужден извиняться за то, что забыл задекларировать свое долевое владение компанией, которая приобрела несколько квартир на побережье в Саутгемптоне.
Таким образом, Великобритания (как, к слову, и Германия 4 месяца назад) получила министра вообще без опыта в сфере международных отношений – но с хорошим политическим опытом.
Конечно, приоритетным для Джереми Ханта является завершение переговоров о Brexit, которые ему придется координировать, однако у него есть и более глобальная задача: разработать долгосрочную стратегию внешней политики для Великобритании, которая будет базироваться на утверждении новой роли страны в мире в качестве "надежного союзника".
Правительство Мэй уже определило лозунг "глобальной Британии", но до сих пор подвергалось за него критике – мол, это лозунг без политики.
Так что теперь именно новый министр должен наполнить эти слова смыслом.
Какое место займет Великобритания в новом мировом порядке?
Как она будет действовать в мире, который характеризуется все большей независимостью США, нестабильностью Европы и ростом влияния новых центров, а именно Китая и Индии? Как Британия будет реагировать на мигрантов из Африки? Какой будет ее политика в отношении Северной Кореи, Йемена и Сирии?
Открытым вопросом остается и политика в отношении Украины, поскольку до сих пор никаких открытых заявлений о нас от нового главы МИД не звучало.
Очевидно, что эти вопросы станут ключевыми для нового министра иностранных дел.
И успех стратегии на каждом из направлений будет зависеть не в последнюю очередь от успешности переговоров по Brexit и жизнеспособности правительства консерваторов.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора