На чем буксует евроинтеграция? Две сферы, где правительству стоит ускориться
11 сентября в Киеве состоялся Форум реанимационного пакета реформ "Полная мобилизация: общий план действий", участники которого имели возможность задать прямые вопросы и обратиться с просьбами к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману и председателю Верховной рады Андрею Парубию. Некоторые даже смогли добиться от премьера обещания выделить дополнительные средства на "теплые кредиты".
Из-за нехватки времени я не смогла воспользоваться такой возможностью, поэтому попробую сделать это с помощью "Европейской правды".
Моя просьба связана с Соглашением об ассоциации, и вот ее суть.
Следя за процессом выполнения СА уже более четырех лет, я обратила внимание на то, что в 2018 году Украина наиболее активно начала принимать законодательство, направленное на реализацию положений соглашения. Предполагаю, что это произошло благодаря удачному бюрократическому решению Правительственного офиса координации европейской и евроатлантической интеграции.
Суть его заключалась в том, что была разработана специальная Дорожная карта законодательного обеспечения выполнения Соглашения об ассоциации, включая перечень уже разработанных законопроектов из разных сфер соглашения.
Сейчас их около 56. Дорожная карта не стала "мертвым документом", как это часто бывает в органах власти. Вместо этого она стала эффективным инструментом для взаимодействия между правительством и парламентом.
Какие же сектора запустила Дорожная карта в 2018 году? Это сфера общественного здоровья, интеллектуальной собственности и финансовые услуги.
В сфере общественного здоровья был принят закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по охране здоровья и трансплантации органов и других анатомических материалов человека" (закон был принят 17 мая, вступит в силу 1 января 2019 года). Этот закон направлен на аппроксимацию Директивы № 2004/23/ЕС Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 года об установлении стандартов качества и безопасности для донорства, получения, проверки, обработки, консервации, хранения и распространения человеческих клеток и тканей.
Согласно срокам, определенным Соглашением об ассоциации, обязательства в рамках этой Директивы должны быть выполнены еще в 2016 году. Цель Директивы состоит в применении всех возможных средств защиты на всех этапах, связанных с трансплантацией, чтобы избежать переноса инфекционных заболеваний при донорстве. Директива устанавливает минимальные стандарты безопасности, а также жесткие требования относительно конфиденциальности данных. Теперь у нас будут работать европейские правила для трансплантации клеток и тканей.
Кроме указанного закона, в 2018 году в первом чтении еще были приняты законопроекты об интеллектуальной собственности (по охране географических указаний, по охране прав на конфигурации элементов микросхем и по борьбе с мошенничеством в сфере распространения объектов авторского и смежных прав на материальных носителях). 21 июня 2018 года также был принят закон о валюте.
Это краткий перечень законодательных шагов, которые сделала Украина для выполнения обязательств в рамках Соглашения об ассоциации в 2018 году. Анализ сути норм и того, насколько они соответствуют европейским требованиям, мы сделаем уже в конце года. Но прорыв в исполнении Соглашения об ассоциации в 2018 году очевиден.
Однако, по моему мнению, для дальнейшего успешного выполнения всех обязательств, которые мы должны выполнить в соответствии с Соглашением об ассоциации до 2025 года, эффективных бюрократических решений будет недостаточно.
Для некоторых секторов нужна наивысшая политическая воля, ведь там более четырех лет нет выполнения евроинтеграционных обязательств. Эти сектора – транспорт и таможня.
В отношении таможни начались подвижки, однако они напрямую не связаны с выполнением Соглашения об ассоциации. 6 июня в таможенной сфере был принят закон, предусматривающий введение электронной системы обмена информацией между бизнесом и органами власти – единое окно. Эта система предусматривает устранение чрезмерной регуляторной нагрузки на бизнес, который осуществляет экспортно-импортные операции, и отмену ненужных видов государственного контроля.
Этот шаг является очень важным для упрощения торговли, но пока мы не приступили к выполнению обязательств, которых требует Соглашение об ассоциации.
Одно из таких обязательств – это законопроект, который вводит авторизованных экономических операторов. На практике это означает, что те предприятия, которые получат статус авторизованных экономических операторов, получат существенные упрощения при таможенном контроле и таможенном оформлении.
Уже более четырех лет продолжается обсуждение, но законопроект в сессионный зал так никогда и не доходил.
Что касается транспорта, то мы активно развиваем дорожную инфраструктуру, но при этом у нас ужасно много аварий на дорогах.
Европейские директивы в сфере транспорта направлены именно на то, чтобы значительно повысить стандарты безопасности эксплуатации автомобилей. Для этого нам необходимо вернуть обязательный техосмотр для всех автомобилей, а не только для коммерческого транспорта, как сейчас.
Это чувствительный вопрос, но есть множество антикоррупционных предохранителей, которые могут сделать этот процесс максимально прозрачным и конкурентным.
Нужно только одно – наивысшая политическая воля.
И напоследок, моя просьба к премьер-министру: возможно ли обратить внимание на транспорт и таможню и приложить все усилия, чтобы до конца 2018 года мы получили первые евроинтеграционные законы в этих сферах?
Наличие результатов в этих областях будет определяющим для выполнения Соглашения об ассоциации, ведь с точки зрения достижения консенсуса со всеми заинтересованными стейкхолдерами эти сектора – самые сложные в вопросе внесения изменений в законодательство.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора