Совет Европы накануне 70-летия: кто должен возглавить организацию после Ягланда
Остались ли у кого-то сомнения, что накануне своей 70-й годовщины Совет Европы оказался в глубоком кризисе и что на самом деле привело к этому кризису?
До сих пор именно Совет Европы, а не Европейский Союз остается для европейцев главным источником стандартов, когда речь идет об основных правах и свободах человека. Стандартов, закрепленных, в частности, в конвенциях, а не политических декларациях или решениях, а следовательно, обязательных для властей стран, которые эти конвенции ратифицировали.
Евросоюз, несмотря на всю свою экономическую мощь, не является таким источником для стран-членов, так как имеет достаточно ограниченную компетенцию в сфере прав человека, хотя и пытается строить свои институциональные механизмы в этой области. ОБСЕ - это вообще даже и не международная организация с точки зрения международного права, а "процесс", или форум для политических консультаций, а все обязательства и рекомендации, наработанные в рамках ОБСЕ, носят исключительно политический характер.
Конечно, еще есть ООН, где также существуют нормы и стандарты, в т.ч. в области прав человека, которые закреплены во многих конвенциях и других документах, но осмелюсь утверждать, что ООН в силу ее членства и географии еще далеко до уровня стандартов, хотя бы тех, что содержатся в Конвенции СЕ о защите прав человека и основных свобод.
Ни одна страна Европы не может получить членство в СЕ без присоединения к настоящей Конвенции и дальнейшего ее добросовестного выполнения.
Это в теории. А что же на практике?
На практике есть Беларусь, которая фактически является единственной страной Европы, диалог которой с СЕ максимально ограничен и которая пока не имеет перспективы членства прежде всего (хотя и не только) из-за нежелания этой страны прекратить применять смертную казнь или по меньшей мере ввести мораторий на нее.
А с другой стороны, есть Российская Федерация, которая по меньшей мере с первой чеченской войны, а затем в Грузии, а потом и в Украине убила и продолжает убивать тысячи людей. По большому счету, политика режима Кремля является смертным приговором для тысяч граждан как самой федерации, так и соседних стран.
Хорошо помню, как в середине 1990-х многие в Европе делали все, чтобы Украина была принята в СЕ или вместе с Россией, или чтобы разрыв во времени был минимален.
Украина вступила в Совет Европы 9 ноября 1995 года.
Россия - в третий год чеченской войны, 28 февраля 1996-го, когда до Хасавьюртовських соглашений оставалось еще долгих полгода. Этому событию не помешали тысячи, а то и десятки тысяч убитых граждан России, которые продолжали гибнуть, когда российские дипломаты пили шампанское в Страсбурге по случаю обретения членства в СЕ.
Напомню, по данным правозащитной организации "Мемориал", число убитых среди мирного населения в первую чеченскую войну составило 50 тысяч человек. Секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь называл цифру убитых в этой войне - 80 тысяч.
Но такой уж был выбор европейских политиков - закрыть глаза на это море крови и позволить России стать членом Совета Европы.
Давайте признаем наконец, что, по сути, еще в 1996-м Европа откровенно дала понять, что 50-80 тысяч убитых отнюдь не помешают ради "дружбы" с Кремлем сидеть с ним за одним столом. А вы говорите 10 тысяч убитых украинцев на Востоке Украины!
Россия ратифицировала Конвенцию СЕ о защите прав человека - условие членства - только 30 марта 1998 года, а уже в августе следующего года началась вторая чеченская война, продолжавшаяся до 2000-го...
В октябре 2000 года Human Rights Watch (HRW) выпустил на 99 страницах доклад, который по-русски назывался "Добро пожаловать в ад", о действиях российских военных по отношению к чеченскому населению. HRW заявляла, что, несмотря на резолюции Комиссии ООН по правам человека российские власти не позволили "любых заслуживающих доверия и прозрачных усилий по расследованию этих нарушений и привлечению виновных к ответственности".
Ну а тем временем в Страсбурге продолжали сидеть с Россией за одним столом и водить разговоры о том о сем, и не только в КМСЕ и в ПАСЕ, но и в знаменитых эльзасских ресторанах, где разговоры об общем с Россией европейском настоящем и будущем особенно хорошо шли под "Гевюрцтраминер" и фуа гра.
Война России против Грузии в 2008 году и реакция на нее Совета Европы только укрепила Кремль во мнении, что безнаказанность на фоне разговоров в Страсбурге об общности настоящего и будущего Европы и России - это даже не танго, а некая калинка-малинка: "Ай, люли-люли, ай, люли-люли, полюби же ты меня".
И любовь продолжалась и крепла, а тут еще в октябре 2009 года на должность генерального секретаря СЕ вступил уже хорошо известный украинцам своей позицией относительно Москвы бывший глава социалистического правительства Норвегии, один из руководителей Социнтерна, Турбьерн Йохансен, он же Турбьерн Ягланд.
Ягланд, который после окончания средней школы вскоре бросил изучение экономики в Университете Осло ради политической карьеры, которая стремительно начала развиваться еще в 1966 году и не останавливалась почти до избрания на пост генсека, так и не получил академического образования.
Приход Ягланда на пост генсека Совета Европы ознаменовал новую эпоху для института руководителя функционеров секретариата этой организации. Она из по большей части "секретарской" окончательно превратилась в "политическую".
Апогеем "политической роли" Ягланда стали события 9 октября 2018 года... Но даже после вчерашнего решения ПАСЕ мне все еще трудно прогнозировать, где в конце концов окажется Совет Европы: на месте защитника и промоутера европейских демократических ценностей и конвенционных стандартов в области прав человека или в объятиях последователей "политики" 13-го генсека Совета Европы.
Я надеюсь, что Совет Европы пойдет по первому пути. Неудобному и болезненному, но достойному.
Достойному ее основателей и 70-летнего существования в качестве эталона стандартов демократии, верховенства права и прав человека. При другом развитии, не исключаю, что преемника нынешнему генеральному секретарю будут искать среди тех, кто, как и в Кремле, "не считают ни одну страну в мире вправе давать уроки демократии или навязывать свои ценности".
Уже в январе следующего года начнется процедура отбора кандидатов на должность будущего генсека СЕ.
После первого этапа отбора в Комитете министров окончательный выбор в июне 2019 должна сделать Парламентская ассамблея.
С момента основания Совета Европы эту должность занимало тринадцать представителей стран-членов, которые всегда представляли "Старую Европу", и лишь однажды честь руководить секретариатом досталась женщине.
Катрин Лалюмьер занимала эту должность с 1989 по 1994 годы, во времена распада Советского Союза и трансформации Совета Европы в соответствии с новыми реалиями на нашем континенте и в мире. Это был вызов для Организации, которая переосмысливала свои институциональные механизмы и создавала систему рычагов и воздействий для постепенной демократизации новых стран-членов. Кажется, это была не простая задача, но в итоге мы получили Совет Европы, который мудро и сбалансированно помогал странам новой демократии внедрять европейские стандарты, в частности на территории бывшего СССР.
Уже после нее начались чеченские войны, во время которых Россию в бушлате и с "калашом" в руках посадили за один стол с демократической Европой. Хотя должны были бы не усаживать, а сажать, и не за стол, а на скамью.
Я убежден, что работа Катрин Лалюмьер в должности руководителя Секретариата СЕ является показательным примером участия женщины-лидера в принятии и реализации политических решений, влияющих на жизнь целого континента, поскольку они, эти решения, базировались на европейских ценностях. Недаром уже в апреле 2017 года в одном из своих интервью бывшая генеральный секретарь СЕ подчеркивала: "Европа - это носитель духовных и гуманистических ценностей, в которых нуждается мир".
Сегодня нам снова нужно осуществить переоценку, но не ценностей, как того хочет Кремль, а роли и места Совета Европы в политической архитектуре современной Европы, в борьбе за эти ценности, которые хорошо известны всем настоящим европейцам.
Нынешняя эффективность Совета Европы в отстаивании этих ценностей сомнительна, но сомнительна она не потому, что его основополагающая концепция ошибочна, а потому, что это сложный инструмент, применение которого требует глубоких знаний и искреннего желания эти знания применять на практике. Совет Европы - это не социнтерновский серп и молот, это выверенный временем, веками европейской политической и правовой науки и культуры механизм, управлять которым должны лучшие из лучших. Лидеры, имеющие безупречную репутацию, знания и умения руководствоваться не пост-правдой, а верховенством права.
Уверен также, что пришло время и для региона Восточной Европы задуматься о своем лидерстве в Совете Европы. Более того, я лично считаю, что избрание будущим генсеком СЕ женщины подтвердит приверженность Организации одному из главных принципов прав человека - равноправию.
Конечно, избран должен быть наилучший кандидат, но, на минутку - за 70 лет генсеком побывали 12 мужчин и только одна женщина!!! Это уже не смешно, а тем более в современной Европе.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора
Статья изначально опубликована на facebook, републикуется с разрешения автора