Расторжение договора между США и Ираном: есть ли угроза для Украины
3 октября Соединенные Штаты устами своего государственного секретаря Майкла Помпео сообщили, что разрывают Договор о дружбе, экономических отношениях и консульских правах с Ираном от 1955 года.
Это событие стало одним из последних в драматическом противостоянии Вашингтона и Тегерана. Поводом расторгнуть договор стало решение Международного суда ООН о несправедливости и необоснованности американских санкций против Ирана.
Постановление суда о том, что санкции носят репрессивный характер и США должны их ослабить, разозлило администрацию Трампа. Как следствие, в Белом доме решили в одностороннем порядке прекратить действие договора, обязывавшего стороны решать свои споры через Международный суд ООН.
Разрыв договора от 1955 года, а также заявление советника президента США по вопросам национальной безопасности Джона Болтона о том, что Вашингтон пересмотрит свое участие в протоколах Венской конвенции, регулирующих сотрудничество США с Международным судом, стали одними из последних актов Дональда Трампа, направленных на подрыв существующего мирового порядка. С самого своего прихода к власти президент США взял курс на уничтожение (или по крайней мере на ослабление) глобальных послевоенных институтов, на которые опирается старый либеральный мировой порядок.
Начало торговых споров с Китаем, Евросоюзом, Индией, Южной Кореей и Японией при полном игнорировании правил Всемирной торговой организации стали тяжелым ударом по мировой системе.
США заложили прецедент, которым теперь могут воспользоваться и другие страны.
Ведь если один нарушает существующие правила игры, то достаточно быстро появятся и другие желающие сделать то же самое, а это чревато хаосом в системе и ее распадом. Собственно, это и произошло на региональном уровне с североамериканским договором НАФТА, который Трамп разрушил в пользу двух отдельных двусторонних договоров с Мексикой и Канадой.
С каждым ударом Трампа по основным точкам опоры мирового порядка страдают и традиционные послевоенные либеральные элиты, которые стали одновременно продуктом этой системы и ее основным двигателем. Разрушая международную систему, Вашингтон приводит к упадку и ее элиты, вместе с тем усиливая их оппонентов - идеологически близких к Трампу национал-популистов и консерваторов.
Соответственно, когда в ЕС наступил кризис, связанный с необходимостью реформирования всей структуры, действия Трампа только навредили и углубили раскол внутри Союза, чем воспользовались как геополитические противники США (Россия, Китай, Иран), так и внутренние европейские правые силы, которые начали приходить к власти в 2015-2017 годах, сваливая одно либеральное правительство за другим.
Отказ Соединенных Штатов гарантировать безопасность своим союзникам, как это было на протяжении десятилетий до этого, спровоцировал глобальный кризис безопасности, который заставил многие государства искать новые альянсы или формировать новые региональные и глобальные точки опоры.
В течение двух последних лет Япония начинает осторожно говорить о конце американского господства в Восточной Азии. Южная Корея, шокированная результатом Сингапурского саммита Дональда Трампа и Ким Чен Ына, не может больше полностью доверять своему партнеру из-за односторонних нелепые обещания Трампа Пхеньяну, о которых до сих пор никто ничего не знает.
Саммит в Хельсинки с Владимиром Путиным подорвал доверие к США со стороны Европы и дал мощный козырь многим европейским лидерам начать разворот в своей политике в отношении России. Мол, если Трамп договаривается с Путиным, то почему мы должны сохранять санкционный режим и воевать с РФ один на один?
Уменьшение американского влияния на Ближнем Востоке усиливает Россию, Китай и Иран.
В то же время это заставляет региональных игроков Саудовскую Аравию, Израиль и ОАЭ искать пути, чтобы либо сохранить хотя бы минимальное присутствие США, или сформировать новые региональные союзы для противостояния своим врагам. Так возникли несколько фантастические, но очень актуальные разговоры о создании некоего "арабского НАТО" под зонтиком США, но с минимальным вовлечением Вашингтона в местные процессы.
Ситуация с Международным судом ООН - еще одна демонстрация Соединенными Штатами своего презрения к правилам международной системы и очередной плохой прецедент, которым теперь могут воспользоваться другие глобальные игроки. Решение Международного суда ООН являются обязательными к выполнению всеми странами-членами.
Однако США еще с 1970-х годов открыто игнорировали его решения, если они были не в их пользу. Например, когда суд постановил, чтобы США выплатили компенсацию Никарагуа за вмешательство в их гражданскую войну, в Белом доме просто сказали "нет". Сейчас происходит то же самое, и это подрывает авторитет суда и доверие к США, ведь все больше стран задаются вопросом: почему одна страна может делать все, что ей заблагорассудится, и никто в мире ничего ей не сделает?
Украина в этой схеме также находится на скамье лузеров, ведь зависит от регионального и мирового порядка. Украина, не имея постоянного места в Совете Безопасности ООН, ядерного оружия или мощной экономики, которая представляла бы ценность как минимум для региональных игроков, в своей политике вынуждена полагаться на существующие правила игры, правила, опирающиеся на работу международных институтов и многосторонней дипломатии.
Переговоры "Нормандского формата", антироссийские иски в Международный суд ООН, жалобы Украины на Россию в Международный уголовный суд в Гааге, судебные тяжбы по газовым спорам в многочисленных арбитражах, санкционная политика ЕС, план по поводу миротворцев ООН - все это и многое другое являются элементами старого послевоенного мирового порядка, который Дональд Трамп разрушает, беспрепятственно реализуя свою внешнюю политику, основанную на принципах национального эгоизма, национал-популизма, антилиберализма и антиглобализма.
Ловушка прецедентов, как эстафета переходящая от одного глобального игрока к другому, в конце концов уничтожит эту систему, а на ее месте возникнет что-то новое. Однако к моменту, когда эти прецеденты окончательно выведут систему из-под контроля, пострадать могут те страны, которые сегодня опираются на эту систему.
Конечно, если они не успеют адаптироваться и сформировать новые региональные альянсы (или присоединиться к созданным), чтобы пережить "темные времена". Это касается Украины, которая, к сожалению, пока даже не замечает этих процессов.
Несмотря на явную угрозу нынешней политики Трампа для мирового порядка, Украина продолжает жить прошлыми временами, словно в Штатах и не менялась администрация, а Евросоюз не погрузился во внутриполитические распри.
То, что США сделали с договором о дружбе с Ираном, а также их публичное унижение Международного суда ООН, подрывает позиции Украины.
Ведь своим примером Соединенные Штаты демонстрируют России, Китаю и другим игрокам: вы можете делать то же самое.
Это прямая стратегическая угроза для Украины и будущего ее политики противостояния с Москвой.
И чем скорее в Украине осознают эту проблему и прекратят заниматься самообманом и жить в наивно-романтическом мире "добра" и "зла", тем скорее Украина встанет на путь переосмысления своей роли в мире и регионе, поиска новых партнеров для защиты национальных интересов, повышения эффективности тех секторов экономики, которые будут необходимы для выживания государства уже в новой мировой системе с новым научно-технологическим укладом.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора