Ненависть убивает: почему смерть мэра Гданьска всколыхнула Польшу
Сотни жителей польского Гданьска пришли сдать кровь для тяжелораненого мэра города. К сожалению, это не помогло – на следующий день Павел Адамович умер.
Нападение на него произошло вечером 13 января во время благотворительного концерта. Мужчина выбежал на сцену, где в это время находился Адамович, и несколько раз ударил мэра ножом. Затем, думая, что Адамович уже мертв, он подошел к микрофону и объяснил: мол, убийство стало местью за его якобы пытки в тюрьме, в чем, по его мнению, виновата "Гражданская платформа" – нынешняя оппозиционная партия, членом которой долгое время был Адамович и которая поддерживала его кандидатуру на выборах.
И хотя мэр на тот момент еще был жив, врачи оценивали ситуацию крайне пессимистически: "По 10-балльному уровню сложности – это наивысший, десятый уровень". Нож попал в сердце.
Несмотря на удачно проведенную операцию, на следующий день из больницы сообщили о смерти Адамовича.
Злоумышленника схватили сразу. Как выяснилось, он только в декабре вышел из тюрьмы. В 2014 году (тогда, когда "Гражданская платформа" еще была при власти) он был приговорен к 5,5 годам лишения свободы за ограбление четырех банков.
Как впоследствии стало известно, мужчина, фигурирующий в сообщениях полиции как Стефан В., имеет психические расстройства, он вообще не работал, живя за счет помощи родственников (а после ограбления банков – еще и на похищенные деньги).
Конечно же, речь не идет о теракте или расправе с политическим оппонентом.
Речь идет о многолетней политике, направленной на глубочайший раскол в обществе. Политике, при которой оппонент рано или поздно превращается во врага.
В этом смысле показательна личность погибшего мэра. Он поддерживал имидж Гданьска как открытого города, оппонировал антимиграционной политике нынешней власти и пользовался такой поддержкой горожан, чтобы 20 лет подряд побеждать на выборах.
Именно поэтому данная история стала показательной для нынешней Польши. Более того, может стать водоразделом в ее современной истории.
В первую очередь речь идет об атмосфере ненависти к политическим оппонентам – атмосфере, возникшей в стране только в последние годы, с приходом в 2015 году к власти партии "Право и справедливость".
Неслучайно уже после нападения на мэра Гданьска полиция начала реагировать на угрозы другим политикам. Так, почти сразу был арестован автор угроз в адрес мэров Вроцлава и Познани – тоже представителей оппозиции.
Атмосфера ненависти хорошо известна и украинской общине Польши – ЕвроПравда регулярно писала о нападениях на этнической почве.
Впрочем, официальная позиция польской власти был категоричной – никакого роста национальной розни в стране нет, а увеличение нападений на украинцев, например – просто статистический эффект от увеличения их количества в Польше.
Лишь изредка – например, после того, как в сеть попало видео с празднования дня рождения Гитлера польскими ультраправыми активистами – власть публично признавала наличие проблемы и обещала дать жесткий отпор. И так – до нового скандала.
Теперь закрывать глаза уже не удастся.
Президент Польши Анджей Дуда срочно провел консультации с лидерами парламентских партий, предложив вместе провести в Гданьске марш против ненависти. В некоторых польских городах, впрочем, траурные мероприятия прошли без "советов сверху".
Слова сочувствия, а вместе с тем – против пропаганды ненависти, обнародовали все ведущие политики страны. Даже те, кто сделал ненависть к другим ключевым элементом политической программы, как, например, Павел Кукиз.
Но достаточно ли этого для изменения настроений в обществе? Не завершатся ли ритуальные заявления обычным молчанием, когда власти будет проще делать вид, что никакой проблемы нет?
Тем более, что приближаются парламентские выборы, и политикам снова нужно искать аргументы для мобилизации своего электората.
Впрочем, существует вероятность того, что нынешняя трагедия все же станет уроком для всех. Ведь убийство в Гданьске показывает, что в политической борьбе по принципу "победа любой ценой" на самом деле победителей не бывает.
И конечно, это урок для Украины.
Даже в более благополучных странах подогревание общественной ненависти становится джином, которого потом очень сложно загнать обратно в бутылку. Так что стоит ли успокаивать себя, что у нас таких случаев еще не было?
Ведь скрытые проблемы, как правило, выходят наружу совершенно неожиданно.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора