Шаг от пропасти: Варшава разблокировала исторический диалог с Киевом

Четверг, 17 января 2019, 16:38 — , Европейская правда
Фото: president.pl

Украинско-польские отношения избавились от одного из двух крупнейших раздражителей. Конституционный суд Польши наконец принял долгожданное решение, отменив действие "украинской части" поправок к закону об Институте национальной памяти (ИНП).

Долгожданное – поскольку решение по "израильской части" (о поправках, вызвавших протесты Израиля и осуждение со стороны США) Конституционный суд Польши принял на полгода раньше.

Напомним, что принятие указанного законопроекта стало одним из ключевых законодательных достижений ультраправой партии Kukiz'15 – и сразу вызвало международные протесты. Подробнее о нормах этого закона – в нашей статье "Запрещенный Бандера: какие последствия будет иметь польский закон об исторических преступлениях", которая вышла год назад.

Впрочем, более широкую огласку получила не его украинская часть – уголовная ответственность за "отрицание преступлений украинских националистов в 1925-1950 годах, а также преступлений украинских формирований, которые были коллаборационистами III Рейха во время Второй мировой войны", а ответственность за утверждения о польской вине в военных преступлениях Второй мировой.

Вместе с тем в польской экспертной среде была уверенность в том, что и "украинская часть" закона об ИНН будет отменена.

"Сложилась такая странная ситуация, когда никто не хочет называть себя отцом украинской части закона об Институте национальной памяти! Хотя бы потому, что теперь понятно, что этот фрагмент – результат очень ощутимого влияния российских спецслужб. И его логически никто не может объяснить", – в конце прошлого года рассказал в интервью ЕвроПравде известный политолог, советник главы МИД Польши Пшемыслав Журавский вель Граевский.

В конце концов, представление в КС с просьбой признать эти нормы антиконституционными подал президент Польши Анджей Дуда.

Итак, что означает решение Конституционного суда и какими теперь будут отношения Украины и Польши?

Можно сказать, что эти отношения сейчас вернулись к ситуации начала прошлого года – до принятия указанного закона. Однако проблема заключается в том, что и тогда кризис в отношениях был заметен всем.

В первую очередь речь идет о введении Украиной моратория на эксгумационные работы – шаге, который крайне болезненно был воспринят в Польше.

После этого моратория широкое распространение получило утверждение об "историческом кризисе" между странами. Решить этот кризис попытались президенты двух стран – в декабре 2017 года Петр Порошенко и Анджей Дуда в Харькове согласовали план мероприятий по решению этого кризиса.

Этот план так и остался на бумаге. По оценке из Польши – из-за нежелания Украины выполнять свои обязательства. По украинской оценке – из-за принятия откровенно антиукраинского закона.

Как минимум, есть смысл говорить, что решение польского Конституционного суда восстанавливает возможность вернуться к выполнению президентской договоренности, достигнутой в Харькове.

Впрочем, это только теория. А на практике мы возвращаемся к ключевому вопросу:

должна ли Украина в ответ отменить мораторий?

С одной стороны, логика двусторонних отношений требует от Киева показать заинтересованность в поисках взаимопонимания с Варшавой. И конечно, с точки зрения Польши, отмена моратория – наилучший вариант встречного шага со стороны Украины.

Впрочем, возникает другая проблема – при таком сценарии многие в Украине могут чувствовать себя обманутыми. И действительно, стоит напомнить, что мораторий был введен Киевом не просто так, а в ответ на ряд осквернений украинских захоронений в Польше – на которые власти соседней страны старательно закрывали глаза. А последней каплей стали события в Грушовичах, санкционированные местными властями.

Стоит напомнить, что в вопросе восстановления украинского мемориала в Грушовичах, и не только там, прогресса пока нет.

А соответственно, стоит ли Украине идти на односторонние уступки? Ведь в таком случае у наших польских партнеров может появиться готовая формула отношений с Украиной – новое обострение отношений, а затем деэскалация в обмен на украинские уступки.

Впрочем, даже такие риски не могут быть оправданием нашего бездействия.

Здесь целесообразно рассказать историю, которая произошла в середине прошлого года. Один из украинских чиновников, имеющий прямое отношение к решению исторического спора с Польшей, написал статью для ЕвроПравды. Главная идея статьи: нам следует отменить мораторий, возможно, заменив его другими ограничениями.

Ведь мораторий не достиг своей цели – он не только не приблизил решение исторического спора, но и дополнительно настроил поляков против Украины. Хотя бы потому, что в глазах многих такие действия Украины абсолютно аморальны. Такие действия Киева легко критиковать, апеллировать к христианским ценностям, которые очень любят в Польше, пряча за критикой то, что разрушение украинских памятников – не менее аморально.

Впрочем, накануне публикации автор статью отозвал. Причина этого – вступление в силу антиукраинских норм в новой редакции закона о ИНП, после которых подобные уступки стали невозможными.

Теперь это препятствие снято. А соответственно, Украина получила возможность перейти к решению болезненного конфликта с соседом.

Конфликта, в решении которого заинтересованы все. Кроме, конечно, России, где с таким нетерпением ждут очередного обострения споров Киева и Варшавы.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: