Рынок или контроль: как страны ЕС влияют на энергетические тарифы
Повышение тарифов, недовольство населения, поиск правительством всевозможных компенсаторов. Это вовсе не про Украину. Точнее – не только про Украину.
У соседей Украины новый год тоже начался с повышения цены на газ, электричество и тепло.
После нескольких лет снижения тарифов, цены на все виды энергии в прошлом году на рынке Центральной Европы начали существенно расти. По данным словацкого энергорегулятора, цены на электроэнергию на рынке в 2018 году возрасли в среднем на 27,4%, на газ - больше чем на 20%. Регулятор в своей калькуляции максимальной цены на 2019 год исходил поэтому из средней цены 40,45 евро/МВт-ч электричества и 18,49 евро/МВт-ч газа.
Но цены к концу прошлого 2018 года на биржах повысились еще больше – у электричества приблизительно на 20 евро, а на газ – на 7 евро.
Причиной роста цен на электричество было очень резкое повышение цены на выбросы углекислого газа (на 200%!!), а также на уголь и газ. Цены на последний реагируют на долгую зиму в Европе, истощившие газохранилища и рост цены нефти.
Рост на биржах не мог не отразиться и на тарифах для населения.
Регулятор в Словакии разрешил максимальное повышение цены электричества на дополнительных 5,66%. Цена газа в среднем повышается на 5,67%, тепла - на 4,7%. По расчетам регулятора, средняя семья из четырех человек в квартире в Братиславе заплатит за электричество за год на 28-35 евро больше. Годовые расходы на тепло для нее повышаются на 22 евро, на газовую плиту - на 11 евро.
Для тех, кто живет в частных домах и использует газ для отопления, в среднем расходы повышаются на 60 евро в год. Так как словацкий регулятор определяет максимальные цены, повышение у разных поставщиков и потребителей будет разным.
Еще больше будет разница в повышении цены в Чехии, где регулятор напрямую не регулирует конечные цены на энергоносители для населения. Цены на электричество трейдерские компании повысили пока в среднем на 10-12%, на газ - на 3-8%, на тепло - на 5-8%.
На степень повышения тарифов для каждой семьи в Чехии и в Словакии будет влиять и факт, какой именно договор на покупку энергоносителей они заключили.
Некоторые домохозяйства в прошлом воспользовались предложением трейдеров зафиксировать тарифы на несколько лет вперед и избежать непосредственно значительного повышения тарифов (для них подорожает только поставка и дистрибуция).
Даже такое повышение – пусть и не очень значительное по украинским меркам – становится проблемой для восточноевропейских стран.
Сейчас не смогут из своих доходов оплачивать полную сумму коммунальных тарифов (то есть – имеют субсидии) 3,8% чешских домохозяйств и 5,1% - словацких. К слову, в соседних странах этот показатель еще выше. Например, в Венгрии он превышает 9%. А в Греции и Болгарии он составляет катастрофические 29% и 40% соответственно.
Очередное повышении тарифов, очевидно, дополнительно увеличит эту группу. И это проблема, которая становится все более и более актуальной для ЕС.
Правительства стран Евросоюза не в состоянии регулировать цены на энергоносители (электричество и газ) на региональных биржах, которые являются ценообразующими.
А значит, этим странам необходимо искать другие пути помощи населению путем дополнительной поддержки через социальную систему. Это прежде всего разные формы субсидий, которые в обязательном порядке определяются в финансовой форме и на основе общих показателей бедности, строго контролируемых для каждого получателя. Другими формами может являться компенсация НДС.
Но есть и другие причины роста цен, на которые правительство (или Еврокомиссия) еще способны повлиять. Это регуляция стоимости цены выбросов и другие экологические налоги, тарифы на поддержку производства "зеленой энергии" или включение в тарифы поддержки добычи угля или фондов на финансирование закрытия в будущем атомных реакторов.
Пример такого влияния - цена выбросов, которая резко взлетела после решения Еврокомиссии "убрать" с рынка излишние квоты. Другой пример - поддержка "зеленой энергетики", где больше и больше стран переходит на аукционы по продаже мощностей на выработку электроэнергии из солнца, ветра или биомассы.
Все эти вызовы сейчас стоят и перед украинской властью.
Пока в Украине идут дискусии вокруг стоимости самого продукта (мегаватт-часа электроэнергии или газа). Но и в Украине будет в конечной цене расти доля услуг по их распределению или нагрузка на тариф из-за поддержки "зеленой энергетики" или добычи своего угля. И не в последнюю очередь нужно создавать реальные финансовые ресурсы на закрытие (обновление) атомных станции.
Над этим нужно задуматься уже сейчас и принимать конкретные решения. Очень хорошим примером является поддержка "зеленой энергетики", где уже было принято решение о замене гарантированных тарифов на аукционы.
Решение этих проблем нуждается и в скором внедрении регуляции цены на базе двух компонентов: вариабельного (стоимость самого киловатт-часа электричества, газа или тепла, которая зависит от рынка) и фиксированных расходов (расходы энергокомпаний на содержание и модернизацию сетей, на зарплаты сотрудников).
Опыт восточноевропейских стран показывает, что рыночное ценообразование не лишает правительства инструментов влияния на ценообразование энергетических тарифов. Вопрос лишь в умении (или желании) использовать эти инструменты.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора