Как должна измениться дипломатическая служба Украины после победы Зеленского

Понедельник, 22 апреля 2019, 14:00 — , дипломат, чрезвычайный и полномочный посол

ЕвроПравда публикует колонку нашего неоднократного автора, посла Андрея Веселовского – известного дипломата, бывшего представителя Украины при ЕС. По данным "Европейской правды", Веселовский – один из тех, кто консультировал команду Зеленского по внешнеполитическим вопросам в последнее время перед выборами, хотя и не занимает формальных должностей в "Зе-команде".

* * * * *

Новый президент – новая дипломатическая служба? Было бы неплохо, если бы так произошло.

Конечно, людей больше интересуют тарифы, но на самом деле внешняя политика тоже влияет на тарифы – просто об этом мало знают. И я расскажу, как именно.

У граждан после получения безвиза стало несколько меньше прежних претензий к дипломатам, а вот у дипломатов к власти их накопилось предостаточно.

Дипломаты считают, что надо реформировать Министерство иностранных дел Украины, и знают как.

Очевидный вопрос – кадры.

После начала работы безвиза вместо сотен тысяч украинцев в Евросоюз выезжают миллионы. Увеличилось и количество проблем, возникающих во время поездок. Помощью гражданам в этих условиях должны заниматься украинские консулы. Их стало больше, но не в разы. Поэтому есть очереди, вопросы о правовой помощи решаются долго.

Консулов ​​нужно больше.

Больше надо и дипломатов. Растут объемы политических контактов, прежде всего с целью укрепления международной коалиции против российской агрессии. Украину понимают в Европе и Америке, но еще плохо слышат в Азии и Африке. Будет больше понимания – будут более строгие санкции, более жесткая изоляция агрессора.

На 47 африканских стран к югу от Сахары у нас есть пять посольств, и те лишь наполовину укомплектованы. Сложно и в Азии, а еще сложнее – в Латинской Америке. Хуже всего – в международных организациях, где принимаются решения о предоставлении финансовой и технической помощи и формируется международный консенсус – но нет наших экспертов.

Пора наконец насытить украинские диппредставительства специалистами-экономистами! Хотим продавать свои товары или привлечь инвестиции – должны поручать это специалистам.

Но эти вопросы решить просто. Сложнее – переделать схему работы МИД. Она должна измениться с отраслевой на функциональную. Ее содержание должно укладываться в три шага: концепция – стратегия – план действий.

Прежде всего формируется концепция внешних сношений – общее понимание приоритетов и направлений движения.

29 лет существует государство, а у нас до сих пор нет такой концепции!

До сих пор Украина раскачивалась то на восток, то на запад, вплоть до нейтралитета, который привел к аннексии и оккупации. И на сегодня в целом направление вырисовалось. В его основе – намерение присоединиться к Европейскому Союзу и НАТО. Но это только часть концепции, ведь современный мир – шире и сложнее, его надо понять, осмыслить и найти наши, украинские интересы.

На основе концепции согласовывается стратегия – долгосрочное описание движения с определенными приоритетами.

И третий шаг – подробный перечень действий, этапов и ресурсов, который можем назвать политикой по отношению к стране, региону, международной проблеме – например, климатическим изменениям. А дальше происходит бюджетирование. Каждая конкретная политика для ее реализации требует средств, которые выделяются именно на это направление работы.

При таком системном подходе делегации едут на переговоры именно во исполнение утвержденного плана действий. Результаты становится возможно и даже легко проверить. Отчетность становится предметной.

Самая сложная часть реформ – Банковая должна решиться делегировать полномочия.

Благодаря указу президента времен Кучмы, восстановленному Ющенко и оставленному Порошенко, все назначения в министерстве и за рубежом до уровня советника (а их в одном только посольстве в Великобритании – четыре!) утверждаются в администрации президента. Или не утверждаются.

Месяцами. Годами.

То же самое касается и инициативных предложений от МИД.

Конечно, в реформе нуждается и принятие решений в самом министерстве.

В реформированном МИД предложения должны вносить и нести за них ответственность специалисты, осуществляющие кураторство над страной или регионом, они называются деск-офицерами.

При правильно работающей системе директора департаментов контролируют ситуацию в огромных регионах, согласовывают важнейшие решения, а не бегают в администрацию на каждый телефонный вызов. Не директор департамента, а деск-офицер должен составлять досье президенту для визита, писать тезисы для выступлений в ООН или брифовать его перед переговорами.

Меньше директоров, больше деск-офицеров.

Другое важное изменение, которое весьма актуально: министерство должно работать коллегиально. Для этого в его уставе предусмотрено существование коллегии МИД, которая утверждает политики и помогает министру-политику ориентироваться в сложных узкопрофессиональных вопросах международного права, многочисленных переговорных процессах, вносить инициативы.

Роль министра – представлять государство, а не подбирать делопроизводителей в дипмиссии.

А деятельность всего дипломатического состава, кроме послов, должен курировать государственный секретарь, опытный кадровый дипломат. Эта должность уже введена, но полномочия госсекретаря должны быть еще шире.

До сих пор этого не произошло. Почему? Проблема в том, что осуществить эту реформу и самоустраниться от мелочной опеки должны будущий президент, его администрация и его министр.

Умеют ли украинские чиновники самоограничиваться, когда речь идет о власти? Давайте верить, что научились.

Тогда у нас будет современное европейское эффективное Министерство иностранных дел. Нас будут уважать, поддерживать, и сложные проблемы, как, например, с некоторыми соседями, будут решаться быстрее. Возрастет товарооборот. Исчезнут искусственные преграды. В результате, среди прочего, это поможет и снизить тарифы.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: