Не говори никому: почему скандальный фильм стал в Польше политическим фактором
Новостью №1 в Польше стал выход 11 мая фильма режиссёра Томаша Секельского "Только не говори никому", рассказывающий о педофилии в польской католической церкви.
Картина моментально "взбудоражила" польское общество, свидетельством этого является то, что меньше чем за сутки фильм собрал около 3 млн просмотров. А на сегодняшний день картина набрала уже более чем 11 млн просмотров.
А если добавить, что кинолента была опубликована за две недели до выборов в Европейский парламент, политизации данной темы избежать не удалось. Документальный фильм стал инструментом в руках либеральной оппозиции и одновременно - ловушкой для правительственной партии "Право и справедливость" (ПиС).
Работу Секельского прокомментировали политики разного уровня, вплоть до президента Польши.
Например, депутат ПиС и вице-спикер Сейма Рышард Терлецкий заявил, что дата публикации картины странным образом совпадает с датой выборов и похожую ситуацию мы уже имели с фильмом "Kler" ("Священники"), вышедшим перед осенними местными выборами 2018 года. Хотя данное заявление оставляет больше вопросов, чем ответов, ведь церковь является институтом, независимым от партии ПиС, а значит, любая дата публикации фильма была бы уместной.
Яцек Сариуш-Вольский, кандидат от ПиС в Европейский парламент, назвал проблему педофилии в церкви "выдуманной" со статистической точки зрения. По его мнению, либеральная оппозиция использует данный вопрос, поскольку ей нечего сказать перед выборами.
Впрочем, когда картина собрала уже 8 млн просмотров, своё обращение сделал президент Анджей Дуда, заявивший о "нулевой толерантности" к педофилии и необходимости бороться с ней везде. При этом глава государства, по понятным причинам, фактически обошёл стороной интегральный факт, о котором идёт речь в фильме, а именно о сексуальном растлении детей в костёлах.
Данная тема для Польши отнюдь не нова. Истории из уст жертв ксёндзов-педофилов начали активно появляться в польском медиа-пространстве в последний год, что стало результатом объявленной папой Франциском "войны" недостойным священнослужителям.
Остроты данной теме придаёт тот факт, что некоторые из ксёндзов-педофилов не только избежали наказания, хотя об их поведении знала часть высокопоставленных священнослужителей, но продолжают получать пенсию и проживать в специализированном учреждении для ксёндзов-пенсионеров, оплачивающимся из государственного бюджета.
В Польше католическая церковь как институция крайне влиятельна. По данным Института статистики католического костёла, в 2017 году 38,3% граждан Польши систематически посещали воскресную службу. А по данным Главного статистического управления, свою религиозность и принадлежность к католическому приходу декларирует 92,8% граждан Польши.
О влиятельности церкви также говорит тот факт, что в Польше существуют общественно-политические темы, где при принятии решения светского характера, к которым религия никак не относится, проправительственные политики все равно дают возможность высказаться священнослужителям.
Вспомнить хотя бы историю с "черными протестами" полек, требовавших не ужесточать законодательство об абортах. Несмотря на массовость забастовки, "Право и справедливость" до последнего дожидалось реакции церковных элит на предложение активистов pro-life запретить аборты целиком, оставив пару исключений.
Из-за электорального потенциала религиозной тематики на неё в своей коммуникации с избирателями очень часто опираются политики правительственной консервативной партии "Право и справедливость".
Лидер ПиС Ярослав Качиньский в одном из своих выступлений даже заявил, что "тот, кто поднимает руку на костёл – поднимает руку на Польшу".
Статус защитников католицизма дал ПиС существенное преимущество в виде голосов верующих избирателей. А теперь, после скандалов, разворачивающихся вокруг священнослужителей, решение "защищать" церковь от "нападок" неверующих внезапно стало проблемой для правящей партии.
И если ПиС использует религию в качестве одного из столпов, легитимизирующих их власть в глазах населения, то оппозиция старается бить по подпоркам этой власти, метя по самому уязвимому месту - недостойным священнослужителям.
Таким образом, негативные эмоции в адрес церкви перекладываются и на рейтинги ПиС, поскольку эти две институции отождествляются не только в польском обществе, но и среди политиков, что заметно по характеру их заявлений.
А значит, церковный скандал может серьезно повлиять на результаты выборов в ЕП, которые пройдут меньше чем через две недели.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора