Компромиссы с совестью: 6 тезисов от МИД о возвращении России в ПАСЕ
Ну что, уходит эпоха. Парламентская ассамблея Совета Европы запустила свой Ctrl + Alt + Delete. Российской делегации позволили вернуться в ПАСЕ.
Коротко и по сути – о том, что есть и что, я считаю, будет дальше.
- Проблема вовсе не в самом факте возвращения российской делегации в ПАСЕ – это скорее символика. Очень неприятная, но символика. Реальная проблема в том, что это толчок к созданию новой нормальности в отношениях с РФ.
- За эту нормальность выступает добрая половина, а то и больше европейских стран и политиков. Нужно говорить с ними прямо и откровенно – доля ответственности за упадок Совета Европы ложится на них. О последствиях для Нормандского формата и Минской площадки я уже неоднократно говорил.
Реальные, а не символические, вызовы появятся тогда, когда эти страны и политики будут пытаться решать вопросы Донбасса и энергетической независимости, например газового транзита, за наш счет.
Мы рискуем почувствовать это уже сразу после парламентских выборов.
- Многие подчеркивают значение финансового фактора в возвращении РФ в ПАСЕ. Это существенный, но не определяющий фактор. Не всё сводится к банальной защите финансовых интересов.
- Решение о возвращении российской делегации в ПАСЕ было принято ДО (!) президентских выборов в Украине. Оно назревало и было бы принято при любом развитии политической ситуации в Украине.
Дело не в распределении ответственности, которую я, кстати, с себя тоже не снимаю. Это все не о Порошенко, Зеленском или о ком-то еще. Это наша общая проблема. Хорошо бы вместе это осознать.
Я прекрасно понимаю необходимость в свете избирательной кампании заполнять эфиры и соцсети. Но это дело честности и готовности смотреть в глаза вызовам, как они есть.
И если в этом вопросе мы не можем быть честными с собой, как можно быть честными с избирателями?
- У нас традиционно сначала должны решить, кто виноват, а потом – что делать. Благодарен украинской парламентской делегации, они выложились по полной. Я не собираюсь подталкивать наших парламентариев к принятию решений о формате их участия в ПАСЕ. И политически, и эмоционально в этой ситуации нам нечего искать.
Поэтому приостановление участия в ПАСЕ – вполне логичный шаг. Но не навсегда, чтобы не отдавать СЕ на растерзание России и ее друзьям.
Гораздо сложнее, собственно, с Советом Европы. Это наш юридический и человеческий долг – участвовать в его механизмах защиты прав человека. Хотя арсенал этих механизмов далеко не идеален, но он важен.
Во всем остальном СЕ утратил наше доверие, и восстановить его будет чрезвычайно сложно. Из лидера усилий по защите прав человека организация превратилась в простого менеджера, причем такого себе.
Поэтому отзываем нашего посла при Совете Европы для консультаций. Стратегия понятна, тактика тоже, но доточим вместе.
- А еще особенно обидно, что все это произошло при французском председательстве в СЕ. Быть страной-основателем Нормандского формата и разворачивать красную дорожку перед российскими депутатами без выполнения РФ ни одного из условий – это, простите за мой французский, полный mauvais ton. Просто тотальный когнитивный диссонанс, который еще аукнется всей Европе.
А чисто по-человечески мне Совет Европы, всю Европу и даже каждого отдельно из тех, кто голосовал за выдачу этой индульгенции российской делегации, очень жаль. Компромиссы с совестью никогда ничем хорошим не заканчиваются.