Цена вируса: спасет ли ведущие экономики мира беспрецедентная финансовая помощь
Ведущие экономики уже объявили о фискальном и монетарном стимулировании, беспрецедентном по своим масштабам как для мирного времени. После того как их центробанки в середине марта озвучили грандиозные планы по монетарному смягчению, наступил черед правительств и госадминистраций.
На прошлой неделе Конгресс и Белый дом США одобрили стимулирующий пакет стоимостью $2 трлн для поддержки американской экономики во время пандемии. Пакет предусматривает прямые перечисления средств миллионам американцев с низким доходом, наиболее пострадавшим секторам экономики, кредиты малому бизнесу и финансовую помощь сектору здравоохранения.
Великобритания и ведущие страны ЕС также выдвинули широкий список инициатив, включая государственные кредиты и гарантии для компаний, субсидии для оставшихся без работы, налоговые каникулы и отсрочки по выплатам долгов.
Финансовые министры стран еврозоны заявили о согласовании антикризисных фискальных мер общей стоимостью в 2% от ВВП для поддержки экономики блока в 2020 году. В дополнение к этому будут предоставлены кредиты для поддержания ликвидности общей стоимостью в 13% от ВВП.
В целом страны G10 на текущий момент готовы на фискальное стимулирование своих экономик в общей сумме почти 8% от совокупного ВВП.
Несмотря на огромный размер стимулирующих пакетов, остается открытым вопрос, достаточно ли этого.
Ведь полный масштаб экономических потерь от пандемии будет неясен еще в течение нескольких месяцев, а то и дольше. И очень вероятно, что государствам придется еще докладывать средства, чтобы максимально смягчить удар.
Тем временем карантин и социальное изолирование продолжаются и могут усилить ограничения как на спрос, так и на предложение. Это значительно ослабляет эффект от монетарных и фискальных мер.
Прямые субсидии действительно могут поспособствовать росту спроса. Но если при этом предложение остается ограниченным, может ускориться инфляция. Впрочем, многие эксперты уверены, что низкие инфляционные ожидания и упавшие цены на энергоносители снижают инфляционные риски.
Еще один вопрос – это насколько эффективно правительства будут распределять средства.
Не избежать и неравномерности их распределения среди населения и бизнеса, пострадавших от чрезвычайных мер. Для ЕС отдельной проблемой стоит мобилизация средств и выработка единой политики помощи странам блока.
Необходимость спасать экономики южных членов – Испании и Италии, которые сейчас больше всего страдают от пандемии, – наталкиваются на жесткость и консерватизм таких северных стран, как Германия и Нидерланды.
На текущий момент странам ЕС явно не хватает такого же единства, которое было продемонстрировано в 2008-м в борьбе с глобальным финансовым кризисом. Тогда Брюссель смог утвердить единую программу блока стоимостью $200 млрд, что было на то время эквивалентом 1,5% от ВВП блока.
Успокоит ли такой масштабный комплекс мер финансовые рынки? Даст ли это начало восстановлению?
Чтобы восстановление началось, рынкам нужно лучшее понимание масштаба рисков. Активные действия центробанков и правительств дали инвесторам уверенность в том, что доступ к ликвидности и кредитованию по-прежнему есть, и что экономики получат столько финансовых средств для выхода из ступора, сколько потребуется.
Чего сейчас рынкам по-прежнему не хватает, так это понимания, когда пойдет на спад или хотя бы стабилизируется распространение пандемии, а также понимания продолжительности и интенсивности карантинных ограничений. Также у многих пока нет уверенности в том, что распродажи и ликвидация позиций не качнули полностью маятник рынка в другую сторону – от переоценённой стоимости активов к недооцененной.
Наконец, есть опасения, что вирусный кризис может спровоцировать новые кризисные события – такие, например, как политическая нестабильность или кризис суверенных платежей. Все эти неопределенности пока перевешивают позитив, который принесли планы государств по стимулированию.
Несмотря на это, рынки по-прежнему сохраняют хорошие шансы на восстановление в этом году – надежду на это поддерживает временный характер шока от пандемии и, опять-таки, готовность правительств на масштабные стимулирующие меры.
Пока же доступ к финансовым рынкам для развивающихся стран, в том числе Украины, в ближайшие месяцы, скорее всего, будет закрыт.
Инвесторы зачастую не желают брать на себя дополнительные риски инвестиций в развивающиеся рынки в трудные времена. Текущая ситуация усугубляется еще и тем, что большинство развивающихся экономик не может себе позволить такие же масштабные стимулирующие пакеты, как лидирующие развитые экономики.
Это тем более очевидно для Украины с ее тяжелым бременем внешних долгов, внешнеторговым дефицитом и постоянной нехваткой бюджетных средств. Добавим сюда необходимость мощных финансовых вливаний в украинскую систему здравоохранения, которая многие годы страдала от недофинансирования и сейчас находится в глубоком упадке.
Справиться с трудностями карантинного режима украинской экономике поможет только внешняя помощь. Украина может получить $4,5 млрд в результате соглашения с МВФ для борьбы с последствиями пандемии коронавируса.
Скорее всего, этого будет недостаточно для того, чтобы восполнить все потери экономики. Тем не менее, это почти 3% от ВВП страны в 2019 году – показатель, вполне сравнимый с размером стимулирующих фискальных пакетов "большой десятки".
Осталось только подписать соглашение с МВФ.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора