"Искусственных препятствий для ратификации Соглашения с Украиной не будет"
Литва в очередной раз подтвердила свое неофициальное звание одного из лучших друзей Украины в ЕС, в числе первых ратифицировав Соглашение об ассоциации. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус уверяет, что эта поддержка будет продолжена, в том числе - в виде помощи в восстановлении разрушенного террористами Донбасса. При этом министр рекомендует быть крайне осторожными в запретах, даже если речь идет о запрете Компартии.
- Господин министр, каково ваше видение развития ситуации на востоке Украины?
- Украина предпринимает усилия, чтобы закрыть границу с Россией и предотвратить попадание в страну вооружения и другой помощи террористам. Если это будет сделано, тогда долгожданный мир придет не только в Славянск, но и в Донецк и Луганск. Надеемся, что это вскоре сбудется.
После этого нужно будет восстанавливать не только города, но и веру людей, ведь гражданское население оказалось в заложниках этой ситуации.
Им нужна помощь – и психологическая, и физическая, и я уверен, что украинское правительство осознает эту проблему и наладит мирную жизнь на территории всей Украины.
- Могут ли возникнуть искусственные проблемы в странах ЕС с ратификацией Соглашения об ассоциации?
- Искусственных препятствий в ратификации соглашения с Украиной не будет. У всех стран есть определённый механизм, и я действительно верю, что это не будет затягиваться. Мы в Литве это сделали достаточно быстро. У нас было время изучить документ, так как мы готовились к этому заранее и были готовы к подписанию еще в ноябре.
Что касается членства в Европейском Союзе, то надо откровенно признать, что это не документ о членстве. Но было бы неправильно сказать, что это не намечает дальнейшего направления движения страны, и это направление - европейское.
Это не окончательный рубеж нашего диалога с Украиной. Надо работать дальше, поскольку в соглашении заложены важнейшие политические, экономические, правовые и договорные основы – все это необходимо воплотить в жизнь.
Что касается Литвы, то мы поддерживаем связь с министром иностранных дел Украины и готовы помогать в тех моментах, через которые мы не так давно сами проходили.
- Готовится ли Литва к войне с Россией?
- Мы к войне не готовимся, хотя, конечно, мы укрепляем свою оборонную мощь. Я говорю о блоке НАТО. Он очень серьёзно рассматривает вопросы своей безопасности, и не только теоретически, но и практически, вкладывая усилия и ресурсы. Не думаю, что существует сила, которая может угрожать территориальной целостности и суверенитету стран НАТО. Возможны провокации, локальные конфликты, но такой силы нет.
Психологически наши люди не чувствуют себя очень комфортно, наблюдая нынешнюю ситуацию в Украине. Они видят, что политические заявления очень сильно расходятся с реальностью. Но как министр иностранных дел, бывший министр обороны, я не имею оснований для сомнений в тех гарантиях, которые мы сейчас имеем.
- Недавно прошла конференция доноров по Украине. Каковы планы Литвы в вопросе помощи Украине? Есть ли у вас уже видение того, как участвовать в этом глобальном проекте?
- Мы с самого начала оказывали практическую и теоретическую помощь. Мы помогали тем, кто был ранен на Майдане, а один из наших пациентов даже стал министром (Дмитрий Булатов – ЕвроПравда). Сейчас к нам прибыло четверо пострадавших во время военных действий на востоке Украины. Эта помощь финансируется средствами Литвы и будет иметь продолжение. Также Литва будет участвовать во всех форматах сотрудничества с Украиной, в которых участвует Евросоюз.
- Может ли Литва принять участие в восстановлении Славянска?
- Я не сомневаюсь, что путем диалога с вашим правительством мы найдем формат поддержки, в котором сможем принять участие.
Необходимо, чтобы украинские власти, прежде всего, разобрались с ситуацией на месте и с приоритетами в восстановлении города. Потом начнутся восстановительные работы, где всегда найдется место для партнеров. Сейчас мне трудно конкретно говорить об этом.
- Был хороший пример строительства Славутича после Чернобыльской катастрофы. Там создавались грузинские, азербайджанские кварталы. Можем ли мы рассчитывать, что в Славянске появится литовский квартал?
- Я сегодня не могу торжественно обещать вам это, но это интересная мысль. Я всегда говорю, что мы тоже помним, как нелегко дается свобода, и что она имеет свою цену.
- У нас сейчас хотят запретить Коммунистическую партию. Литва сделала это сразу после выхода из Советского Союза. На что следует обратить внимание, чтобы мы повторили историю успешного выбора Литвы?
- Каждый делает свои ошибки. Несмотря на то, что можно учиться на ошибках других, все делают по-своему.
Вы затронули момент запретов. Я лично не являюсь сторонником подобных мер. Запрет не является признаком свободного общества. Надо предложить что-то новое, качественное, чтобы люди просто имели выбор. Тогда сама жизнь выберет свое, и такие структуры, слова, партии отомрут сами собой.
- По вашему мнению, запрета КПУ за финансирование терроризма будет достаточно?
- Это ваше решение. Вы лучше знаете, что вам делать. Однако, я повторюсь – запрет не является выходом из ситуации. Это если не углубляться в тему.
А вот что я могу посоветовать вам – это увеличение информированности граждан. Элиты, правительства, парламенты принимают важные решения, которые имеют значение для будущего всей страны – и людям нужна подробная информация о них.
Эта проблема есть и сейчас. Многие люди хотят жить в Европе, быть европейцами, ездить по миру без виз, устраиваться там на работу. Но что касается содержания этого процесса интеграции – люди не информированы. Так было в отношении Соглашения об ассоциации.
И кстати, что самое парадоксальное - от этого будет польза и для Российской Федерации. Если для 45-миллионного государства открывается рынок в полмиллиарда не самых бедных жителей, это становится большим стимулом для роста экономики. И это косвенно может позитивно влиять на соседние страны, в том числе и на Россию. Повторюсь, я говорю лишь с позиции экономики.
Интервью взято в рамках телепроекта "Я ЕВРОПА"