"Если Янукович выиграет в суде ЕС, это ничего не изменит – он останется под санкциями"
Суд Евросоюза, расположенный в Люксембурге, – достаточно "чужая" и не знакомая украинцам институция ЕС.
Если о Европейском суде по правам человека (Страсбург, орган Совета Европы) или Международном уголовном суде (Гаага, ООН) слышал, пожалуй, каждый украинец, то о Суде ЕС до недавнего времени знали разве что специалисты по праву ЕС.
Но теперь ситуация изменилась. Именно здесь, в Люксембурге, находятся на рассмотрении иски Виктора Януковича и его сторонников, а также граждан и компаний из России, которые требуют отменить санкции Евросоюза – замораживание активов и запрет въезда в ЕС.
В четверг "Европейская правда" встретилась с судьей Суда ЕС, который рассказал немало деталей о делах, находящихся на рассмотрении, но отказался говорить официально, объяснив, что не хочет быть обвиненным в предвзятости (его заявления относительно перспектив рассмотрения "дел Януковича и Ко" можно прочитать в первой новости и второй новости).
Вместе с тем "Европейской правде" удалось также взять официальное интервью пресс-офицера суда Балаша Лягоцкого. Поскольку этот чиновник не будет принимать непосредственного участия в рассмотрении дела, он позволил себе довольно откровенные заявления о том, что ждет бывшего украинского президента.
– Имеется ли у суда опыт рассмотрения исков об обжаловании санкций ЕС?
– Да, Судом ЕС уже наработана достаточно большая практика таких решений. Обжаловались санкции по всему миру – от Зимбабве до Ирана, от Сирии до Туниса, от Беларуси до Египта. Есть немало стран, граждане которых подпадали под санкции, поэтому у нас уже есть прецедентное право.
Есть дела, в которых суд отменял санкционное решение Евросоюза.
Однако есть и решения, законность которых была подтверждена судом.
– Сколько времени нужно для принятия решения?
– Суду общей юрисдикции, где дело находится сейчас, для вынесения решения нужно около двух лет. После этого у проигравшей стороны будет возможность апелляции в Европейском суде, то есть в суде высшего уровня. Эта процедура займет еще полтора года.
– Если суд примет решение о незаконности введения санкций против украинских чиновников, что это будет означать на практике?
– Во-первых, важно понимать, что в случае подачи апелляции вердикт не вступает в силу. Решение Совета ЕС по санкциям будет действовать, пока не завершится обжалование.
Также решение суда не означает, что Евросоюз не может вновь принять такое же решение, которое было обжаловано и отменено.
Ни одна организация, ни один суд в системе ЕС не может запретить Совету ЕС принять новое решение по поводу санкций.
Совет ЕС может утвердить его уже на следующий день. Но это решение должно быть надлежащим образом оформлено, оно должно учитывать все замечания Суда ЕС.
Но самое важное другое.
Иногда бывает, что задолго до того для, когда Суд ЕС выносит решение, Совет Евросоюза успевает принять новое решение с новыми ограничениями.
Дело в том, что решения Совета ЕС относительно санкций, как правило, ограничены во времени – они действуют полгода или один год. Например, решение по Януковичу было вынесено 5 марта 2014 года и действует до 6 марта 2015 года.
А оспаривается именно это конкретное решение.
И если Совет ЕС сочтет нужным продолжать санкции против Януковича, то он должен не позднее 6 марта принять новое решение, которое Януковичу придется оспаривать отдельно.
Итак, если принять во внимание топовый срок рассмотрения дел в Люксембурге, станет очевидно, что на момент вынесения решения Судом ЕС то решение, которое обжалует Янукович, скорее всего, уже не будет действующим, а будет действовать другое.
В этом случае, если Янукович выиграет иск в суде ЕС, это ничего не изменит – он будет оставаться под санкциями, пока суд не отменит новое решение.
То есть Януковичу и его соратникам придется оспаривать каждое следующее решение, которое, опять же, вероятнее всего, будет иметь ограниченный период действия.
– Есть ли у тех лиц, которые незаконно подпали под санкции, возможность добиться денежной компенсации со стороны ЕС?
– Это возможно, если решение о санкциях было принято с нарушением законодательства ЕС. Согласно европейскому праву, ЕС несет финансовую ответственность за свои решения, если причиной ущерба стало некорректное применение законов ЕС.
В случае, если суд признает, что какие-то лица были незаконно включены в санкционный список, они не только должны быть удалены из списка, но и получают право требовать компенсации от Евросоюза.
Однако это – скорее теоретическая возможность. Я не хочу предсказывать, какое решение будет по украинским заявителям, но до сих пор в Суде не было ни одного случая, чтобы лицо, попавшее в санкционный список, получило компенсацию. В нашей практике был один такой иск – там речь шла об антитеррористических ограничениях против личности, приближенной к Осаме бин Ладену и Талибану.
Этот человек выиграл суд об исключении своего имени из списка, но в компенсации ему было отказано.
Дело в том, что для назначения компенсации действуют гораздо более строгие критерии, чем для отмены решения.
– Есть ли в практике суда решения, касающиеся Украины?
– Да, есть, и по довольно неожиданным вопросам. Пример – решение по делам Босмана и Симутенкова. Это два футболиста, которые добились в суде ЕС, чтобы в странах-членах Евросоюза был снят лимит на "легионеров". Дело Босмана была в 1995 году, этот футболист доказал, что УЕФА не имеет права ограничивать количество игроков из других стран ЕС в команде.
Симутенков – россиянин, после его иска это ограничение было снято также с тех стран, с которыми ЕС имеет соглашения о партнерстве или об ассоциации.
То есть это решение касается и Украины.
То есть теперь, благодаря решению Суда ЕС, теоретически в каком-то британском клубе на поле могут выйти 11 украинских игроков.
И это распространяется не только на футбол, но и на другие виды профессионального спорта.
Еще одно решение, принятое не по украинскому иску, но касающееся Украины – о компенсации пассажирам в случае задержки или отмены авиарейса. Изначально в законодательстве ЕС речь шла о выплатах пассажирам в случае отмены рейса, но суд расширил это правило на случаи, когда рейс задержан более чем на 3 часа.
И если украинец является пассажиром такого рейса, который должен был состояться между Киевом и любым европейским городом, или между двумя аэропортами ЕС, – тогда он также имеете право на возмещение.
– Были иски от украинского бизнеса?
– Да, и уже есть решения. Предметом исков со стороны зарубежного бизнеса, как правило, являются антидемпинговые пошлины, введенные Еврокомиссией в случае, если ЕК видит признаки государственной помощи таким бизнесам.
Чтобы обращаться в Суд Евросоюза, вы не обязательно должны быть зарегистрированы в ЕС. Это может быть украинская, индийская, китайская или любая другая компания.
В частности, такой иск был от компании "Интерпайп", которая обратилась в суд в 2006 году. "Интерпайп" выиграл у Евросоюза дважды – в суде первой инстанции и по апелляции, и в 2012 году решение вступило в силу.
Да, я понимаю, что шесть лет – это много, но антидемпинговые дела, как правило, довольно сложные, поэтому их рассмотрение длится долго.
К тому же "Интерпайп" подал документы на английском, а не на французском, и это потребовало перевода огромного пакета документов.
– Кто еще из Украины может подавать в Европейский суд?
– Я хочу подчеркнуть разницу с Европейским судом по правам человека в Страсбурге. ЕСПЧ – совсем другая организация, которая создана в рамках Совета Европы, ЕСПЧ рассматривает дела против Украинского государства после того, как истец прошел все уровни, все инстанции национальных судов.
В Суде ЕС – все иначе. Это суд первой инстанции в случае, когда граждане или компании обжалуют решения органов Евросоюза, нарушившие их права.
Важно, что обжалуемое решение должно напрямую и непосредственно касаться именно вас. Вы не имеете права обжаловать общее решение Еврокомиссии, объясняя это тем, что ваша компания из-за введения какого-то нового регулирования ЕС несет убытки.
К примеру, если представить, что ЕС введет общий запрет на импорт курятины из Украины, и вы один из производителей курятины, вы не можете обжаловать это решение.
Но если в запрете будет названа именно ваша компания, у вас появляется возможность обратиться в Суд ЕС.
Именно поэтому у Януковича появилась возможность обратиться в суд, ведь в санкционном списке указано именно его имя.
– А страна, если она упомянута в решении (допустим, Россия или Украина) может обратиться в суд?
– Теоретически такая возможность есть, но до сих пор не было таких исков от стран за пределами Евросоюза. Причина в том, что даже санкционными решениями против диктаторских режимов ЕС вводит ограничения не против страны в целом, а против конкретных лиц или компаний.
Допустим, санкции против Ливии были направлены не против страны, а против режима Каддафи, с указанием фамилий. Поэтому члены семьи Каддафи оспаривала санкции индивидуально, как частные лица, а не в качестве страны и даже не в качестве руководителей государства.
– А от государств-членов ЕС иски бывают?
– Да, такие дела были. Страны-члены ЕС могут подавать в суд друг на друга. Последнее такое дело – очень интересное, речь идет о споре между Венгрией и Словакией. В 2009 году словацкие пограничники не пустили в страну венгерского президента Ласло Шойома, который хотел посетить национальное меньшинство.
Будапешт поднял вопрос – как это могло произойти, ведь в ЕС действует правило свободы передвижения? Решение суда оказалось довольно неожиданным и интересным.
В конце 2012 года Суд решил, что словаки действовали законно, ведь президент – это не обычный гражданин, и на него распространяется не правило о свободе передвижения, а международное дипломатическое право.
А по международным конвенциям Словакия имеет право отказывать в визитах зарубежным лидерам.