Глава представительства МВФ: "По уровню вызовов ситуация действительно уникальна"
В ближайшие дни в Украину приедет новая миссия Международного валютного фонда (МВФ). В сотрудничестве с новым правительством они должны будут определить, какой объем поддержки нужен украинской экономике.
Как рассказал "Европейской правде" глава представительства МВФ в Украине Жером Ваше, еще летом эта сумма оценивалась в $1,1 млрд, однако теперь она будет увеличена, а тяготы поддержки Украины с МВФ разделят и другие доноры – в первую очередь Евросоюз.
При этом в МВФ убеждают, что они с пониманием относятся к ряду действия украинских властей, напрямую противоречащих обязательствам страны перед фондом, например к ограничениям валютного рынка. При стремлении нового украинского правительства к реализации реформ программу с МВФ не прервет даже обострение ситуации на Донбассе, вплоть до возможного введения в стране военного положения.
– Прежде всего, расскажите о последних переговорах украинских властей с МВФ в Вашингтоне и о перспективах увеличения объема финансирования фонда.
– Если можно, сначала я поясню, что это была за встреча. Это регулярное мероприятие с участием руководства МВФ и Всемирного банка, куда приезжают представители всех 188 стран-членов МВФ. Подобные встречи происходят дважды в год: весной и осенью, а поэтому основой целью последней вовсе не было проведение переговоров с украинскими властями. Однако возможность еще раз встретиться с представителями украинских властей и обсудить с ними нынешнее состояние экономики очень полезна.
Когда речь идет об обсуждении программы экономических реформ, поддержка которой оказывается в рамках соглашения с МВФ, то самым приемлемым форматом для них является визит миссии МВФ по пересмотру программы. Мы планируем такой визит сразу после формирования нового украинского правительства.
Этот визит и позволит провести дискуссии как в отношении цифровых показателей, так и в отношении аспектов экономической политики, которые являются частью программы или могут войти в нее.
Нам также необходимо уточнить потенциальные потребности Украины в финансировании, а также то, из каких источников возможно поступление этих средств. В этой связи все будет зависеть от развития экономической ситуации в Украине, а также нашей оценки экономических перспектив, в том числе внешнеторговой конъюнктуры, влияющей, в частности, на платежный баланс страны.
– Что же это за позиция?
– Пересмотр оценки потребностей в финансировании в большую сторону будет зависеть от экономической ситуации и конкретный объем этих средств еще предстоит определить. Также пока неясно, в какой степени вопрос о возросших потребностях страны во внешнем финансировании – если таковые будут иметь место – можно было бы решить исключительно в контексте макроэкономической политики. Как только мы актуализируем свою оценку состояния украинской экономики, мы приступим к обсуждению путей ее поддержки.
– Будет ли посильным для МВФ такое увеличение финансирования или потребуется комплексная программа совместно с Еврокомиссией, как это было в Греции?
– Хотя мы зачастую осуществляем тесное техническое сотрудничество с другими международными донорами и донорами, которые предоставляют поддержку на двухсторонних принципах, программа МВФ разрабатывается и осуществляется независимо. Часто в таких программах условием для выделения средств являются успехи в сотрудничестве с фондом, однако такие решения всегда принимаются донорами самостоятельно.
Что касается МВФ, то, видя ощутимый прогресс в осуществлении реформ в соответствии с нашими договоренностями, мы всегда призываем доноров дополнительно поддержать программу, осуществляемую властями страны. Что касается Украины, то, как и в случае других стран-заемщиков МВФ, оценивая потребности страны в финансировании, мы в своих расчетах, конечно же, учитываем возможную поддержку из других источников.
"Мы учли факторы военного конфликта"
– Как вы оцениваете заявления главы МИД Украины Павла Климкина о том, что Украине будет необходима финансовая помощь на сумму свыше $30 млрд?
– Мы сформулировали потребности Украины в финансировании при открытии программы и при ее первом пересмотре. Во время первого пересмотра программы мы оценивали необходимую сумму дополнительного финансирования в течение последующих 12 месяцев на уровне около $1,1 млрд. Тогда ожидалось, что эту сумму Украина может привлечь самостоятельно: на рынке капитала или из другого источника.
Сейчас наблюдаются признаки того, что риски, которые представляют угрозу для возрождения украинской экономики, усугубляются. Однако, как я говорил, в оценке дополнительной суммы финансирования мы пока находимся на очень предварительной стадии.
– Украина находится в очень сложной политической ситуации, и в любой момент ей может потребоваться увеличение расходов на оборону. Как МВФ относится к таким незапланированным расходам. И более общий вопрос: возможно ли сохранение сотрудничества Украины с фондом в случае объявления военного положения?
– У нас нет отдельных условий в отношении финансирования оборонных расходов. Более того, мы избегаем высказывать позицию, какой процент от бюджетных доходов страна-член МВФ должна тратить на оборону. Естественно, мы отслеживаем динамику таких расходов и изучаем, как это в целом влияет на бюджет. Если у Украины возникнет потребность увеличить расходы на оборону, мы будем смотреть, как это повлияет на покрытие бюджетных расходов и возникнет ли у страны нужда потребность в дополнительном финансировании.
Во время первого пересмотра программы мы изучали влияние военного конфликта на экономику. В тот момент мы отреагировали на ситуацию, позволив в некоторой степени учесть эти факторы, пересмотрев тем самым целевые показатели правительства на 2014 год в соответствии с более глубокой рецессией, которую мы наблюдаем. В то же время, мы порекомендовали правительству выработать новый пакет фискальных мер, который и позволит обеспечить достижение показателей, принятых в августе.
Что касается возможного введения военного положения, то у МВФ нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в таких условиях. Мы уже сотрудничали с рядом стран, на территории которых разворачивались военные конфликты различной активности.
Для нас важно, чтобы у страны был план реформ и чтобы действия властей способствовали его реализации. В случае прогресса в этом направлении мы всегда готовы обсуждать наше дальнейшее сотрудничество.
– А как вы оцениваете нынешнее выполнение украинскими властями плана реформ?
– У нас хорошо складывается сотрудничество с украинскими властями. Еще при разработке программы там четко понимали, какие задачи стоят перед ними. Такой подход и позволил нам очень быстро продвинуться от разработки программы сотрудничества к ее реализации. То же самое наблюдалось и при первом пересмотре программы. Украинские власти четко демонстрировали, что настроены на проведение реформ. Это существенно отличалось от двух предыдущих программ МВФ в Украине (при правительствах Юлии Тимошенко и Николая Азарова. – ЕвроПравда). Проблема выполнения программы в значительной степени обусловлена сложным экономическим положением – по уровню вызовов ситуация действительно уникальна.
Однако это не означает, что сделано много – правительству необходимо ускорить темп реализации реформ. Особенно это касается таких сфер, как борьба с коррупцией. Мы надеемся, что после выборов новое правительство быстро мобилизуется и приступит к выполнению этих задач.
"Мы хотели нормального развития валютного рынка, но пытаемся быть прагматичными"
– А по состоянию на сейчас считает ли МВФ выполнение программы сотрудничества успешным?
– За несколько месяцев работы нового правительства им пришлось столкнуться со сложностями по целому ряду направлений. Было необходимо быстро стабилизировать ситуацию, в частности с фискальным и финансовым секторами. Правительство провело реформы, которые игнорировались многие годы, например – по повышению тарифов на газ и теплоснабжение. В финансовом секторе была проведена работа по выявлению проблемных банков.
Кроме того, результаты ряда реформ будут заметны лишь через несколько лет. Были сделаны шаги по улучшению бизнес-климата, и теперь мы ожидаем принятия плана действий по дерегуляции. Также мы позитивно оцениваем принятие парламентом пакета антикоррупционных законов. Это только первый шаг, но он также очень важен для того, чтобы двигаться в правильном направлении.
– Многие шаги правительства явно идут вразрез с рекомендациями МВФ. Например – нынешняя ситуация на валютном рынке, когда существует официальный и теневой обменный курс доллара.
– Прежде всего, хочу сказать, что украинская власть заслуживает всяческих похвал за переход к плавающему обменному курсу. Мы давно рекомендовали этот шаг, а кроме того, учитывая объем золотовалютных резервов в январе, это был неизбежный шаг. Уже существовало понимание, что без этого невозможно восстановить конкурентоспособность украинской экономики.
Что касается административных мер, то, конечно, в целом политика МВФ не поддерживает и не рекомендует их. Мы бы хотели нормального развития валютного рынка. Однако мы также пытаемся быть прагматичными. Нынешняя ситуация на валютном рынке очень сложна, это также вызов для властей, и мы отдаем себе в этом отчет.
Мы реалистично оцениваем ситуацию, и поэтому мы согласились на сохранение некоторых ограничений на валютном рынке. Однако мы ожидаем, что правительство предложит график отмены этих ограничений.
– Однако страна пережила стремительную девальвацию! Не приведет ли это к еще большим экономическим шокам, чем сохранение курса?
– Девальвация имела и положительные последствия. Она стабилизировала платежный баланс и позитивно повлияла на конкурентоспособность украинских товаров, а также помогла Украине приспособиться к значительным внешнеэкономическим шокам. Впрочем, мы также видим, что эта девальвация негативно влияет на балансы банков, на бизнес и до определенной степени на домохозяйства.
– Фактически можно говорить, что девальвация и вызвала нынешние проблемы в финсекторе.
– Проблемы банков вызваны целым рядом факторов. Многие из них испытывали проблемы уже давно, ситуацию обострили конфликты в Крыму и на востоке Украины. К тому же экономическая рецессия никогда не являлась наилучшим фоном для работы банков. Девальвация – лишь один из этих факторов.
В такой ситуации стоит говорить о необходимости усиления контроля за работой банков. И кроме того, они должны обладать достаточным капиталом, чтобы справиться с этими рисками.
– Однако стресс-тест показал, что проблемными являются большинство протестированных банков.
– Теперь, когда основные проблемы обозначены, самое важное – прозрачный процесс рекапитализации.
Ставится также цель сделать этот процесс наиболее щадящим для государственного кошелька.
Более того, рекапитализация позволит решить проблемы корпоративного управления этого сектора и стимулирует его модернизацию. В ближайшие месяцы этому процессу будет уделяться очень большое внимание. Чем оперативнее будут решены эти проблемы, тем скорее финсектор будет в состоянии поддержать восстановление экономики.
– Какая сумма потребуется и кто за это заплатит?
– Стресс-тестирование 15 крупнейших украинских банков уже было проведено НБУ. При первом пересмотре программы мы пересмотрели прогнозный объем государственных ресурсов, предназначенных для поддержки процесса реструктуризации банков, изменив его с 1% ВВП на более консервативный прогноз 2,8% ВВП на период 2014-2015 гг, включая 0,8% ВВП, предназначенные для поддержки Фонда гарантирования вкладов.
– А какова эта сумма по состоянию на сейчас?
– Эта оценка пока не завершена. На данном этапе большая ясность появилась лишь в отношении государственной рекапитализации госбанков. Что касается частных кредитных учреждений, то нужно еще определить, какая часть от общей суммы рекапитализации будет покрыта собственниками банков.
– Сейчас НБУ тратит свои резервы на поддержание курса, а фактически – валюта уходит на черный рынок. Разве это соответствует программе МВФ?
– К сожалению, мы видим, что ситуация с валютой привела к появлению черного рынка. Конечно, НБУ надо очень внимательно следить за тратами своих резервов. Поэтому наша программа включает в себя целевые показатели по уровню резервов. В любом случае программа предусматривает возможность для НБУ сглаживать сильные курсовые колебания, которые могли бы носить потенциально дестабилизирующий характер.
– Выходит, ни административное регулирование курса, ни другие ограничения, например запрет на вывод валюты из страны, не являются препятствием для сотрудничества с МВФ?
– Для нас важнее всего демонстрация того, что украинские власти четко настроены на реформы, а также что макроэкономическая политика и структурные реформы приведут к более стабильному экономическому росту.
Также мы понимаем, что вследствие сложной ситуации в украинской экономике ряд показателей, на которые ориентируется программа, могут измениться.
"В ЕС очень пристально следят за результатами реализации программы МВФ"
– Следующий транш МВФ ожидается в декабре. Не приведет ли смена правительства к очередному переносу транша?
– Чем быстрее сформируется украинское правительство, тем скорее в страну сможет приехать миссия МВФ. Эта миссия, посвященная пересмотру программы, должна изучить ситуацию в украинской экономике, учесть все прогнозы и возможные сценарии развития ситуации, и уже тогда мы приступим к обсуждению экономической политики на дальнейший период. Для этого аспекта работы в особенности необходимо иметь уже сформированную команду правительства, готовую к обмену мнениями по этим вопросам.
– Основная цель этих переговоров – принятие госбюджета на 2015 год. Учитывая, что рынки капитала для Украины закрыты, а приватизация тоже затруднена, единственным источником покрытия бюджетного дефицита являются доноры. Ведет ли МВФ консультации с Еврокомиссией относительно объемов этой помощи?
– Разрабатывая бюджет, вы всегда делает какие-то предположения. К слову, поскольку вы затронули тему приватизации - у Украины действительно есть определенный задел по приватизации. Хотя надо отметить, что в последние годы страна имела очень низкие поступления от приватизации. Тем более, что события на востоке обусловили очень сложную ситуацию, временно ограничив пул потенциальных инвесторов. В этой сфере также в первую очередь стоит заняться созданием прозрачной системы приватизации.
Возвращаясь к теме других финансовых партнеров Украины. У Евросоюза - свои механизмы принятия решений и требования. Впрочем, в ЕС очень пристально следят за результатами реализации программы МВФ.
Когда мы видим решительность властей в проведении реформ, мы рекомендуем другим донорам также оказывать поддержку, в особенности тогда, когда мы видим сопутствующую потребность в дополнительном финансировании.
Новый пересмотр программы даст нам прекрасную возможность ознакомить все заинтересованные стороны с ходом реформ в Украине и с перспективами развития ее экономики. Остальное будет зависеть от последовательности реализации реформ украинским правительством.
Тут следует сказать, что независимые шаги, которые Украина должна предпринять для реализации Соглашения об ассоциации с ЕС, не обязательно дублируют, а скорее могут стать дополнением программы структурных реформ, поддерживаемых в рамках соглашения с МВФ. Осуществляемые совместно и одновременно, они должны содействовать более быстрому восстановлению украинской экономики.
Интервью взял Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"