Владислава Рутицкая: "В ближайшее время мы начнем консультации о пересмотре квот ЕС"
Украинский бизнес не сумел в полной мере воспользоваться возможностями от введения ЕС режима автономных преференций. Как будет в 2015 году – в значительной мере зависит от работы, проводимой Минагрополитики. Прежде всего, от его активности будет зависеть открытие рынка ЕС для украинской мясной и молочной продукции, а главное – условия получения отечественными производителями европейских сертификатов соответствия.
Без них даже самые лучшие условия остаются только "на бумаге". Доказательство этого – использование в 2014 году квот на беспошлинный экспорт в ЕС. По многим позициям такой экспорт даже не начался.
Заместитель министра аграрной политики по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая обещает решить большинство этих проблем еще в 2015 году. Но самое главное – по ее словам, правительство уже в ближайшее время начнет консультации по увеличению квот по тем позициям, которые в 2014 году были использованы полностью. Может произойти увеличение квот на экспорт меда, яблочного и виноградного сока, а также курятины.
– Прежде всего, какие направления относятся к вашим обязанностям?
– Структура министерства утверждена только сейчас. В соответствии с ней, в моей зоне ответственности три блока. Первый – департамент внешнеэкономической деятельности, это не только европейский рынок, но и рынки других стран. Это, в частности, вопросы расширения рынков сбыта отечественной продукции и сопровождение проектов иностранных инвесторов.
– Включая рынки Таможенного союза и, в частности, РФ?
– Да, и эти рынки также.
Вторая часть моих полномочий – адаптация украинской системы оценки качества к европейской. Еще одно направление – взаимодействие министерства с общественными организациями и профильными организациями производителей. Также мне поручено представлять министерство в Аграрном комитете Верховной рады – прежде всего, в вопросах, связанных с гармонизацией нашего аграрного законодательства к европейскому.
– Что касается этой адаптации. Со следующего года Украина открывает свой рынок перед товарами из ЕС. Насколько украинские производители готовы к такой конкуренции?
– В значительной мере о такой готовности можно говорить уже сейчас. Однако, что очень важно – сейчас украинские производители экспортируют в основном сырье. Замечу – сырье высокого качества, что признано миром. Однако наша задача – способствовать развитию экспорта продукции с большой долей добавленной стоимости. Вопрос нашей конкуренции можно описать следующим сравнением. Вы умеете ездить на велосипеде, но теперь вам необходимо научиться маневрировать на большой скорости. Иначе вас будут перегонять.
То же самое и с украинскими производителями. Соглашение с ЕС для них – это увеличение ответственности и за безопасность продукции, и за ее качество.
Ассоциация дает аграриям новые возможности, в частности – выйти на новые рынки и участвовать в борьбе за вкусы местных потребителей.
Соответственно, украинским компаниям необходимо менять систему своего производства и модернизировать его так, чтобы исключить выпуск некачественной продукции. В первую очередь от этого выиграет отечественный потребитель.
– Какой процент украинских производителей уже сейчас прошел всю необходимую сертификацию и какой будет готов до конца года?
– Ситуация очень разнится в зависимости от сектора. Если мы рассматриваем сектор, который уже получил возможность экспорта в Европу, например – производство курятины, то там немного предприятий, но почти все они уже экспортируют свою продукцию в ЕС. Аналогичная ситуация с производством меда, где прошлогодняя квота на экспорт в ЕС была использована досрочно. В этом секторе предприятия тоже уже подтвердили свое соответствие требованиям ЕС.
– Но в большинстве секторов ситуация значительно хуже! Кто в этом больше виноват: сам бизнес или правительство?
– Могу ответить по своему опыту. Несмотря на сложности, преимущества сертификации очевидны.
Если ты производишь очень качественный сахар, то имеешь соответствующие сертификаты и можешь продавать его для кондитерской отрасли. Или сертификат НАССР на крахмал позволяет продавать его международным корпорациям для производства майонеза. Но проблема в том, что эта сертификация требует не только качественного сырья, но и современного оборудования на производстве, а также современных технологий.
Именно поэтому вопрос "кто больше виноват", в принципе, ставить нельзя. Вопрос в том, что соответствие названным мной требованиям требует инвестиций. Начиная от модернизации производства и заканчивая инвестированием в квалификацию персонала.
Эти затраты будут компенсированы более высокой ценой на продукцию, намного более стабильными и прогнозируемыми контрактами, долговременными отношениями с покупателями, а также более стабильной валютой этих контрактов.
Но эти инвестиции надо вложить, и они часто великоваты для компаний.
– Что тогда предлагает министерство?
– Еще в прошлом году мы собирали вместе бизнес и банки и искали возможные инструменты поддержки. Безусловно, для министерства сейчас приоритет №1 – посевная-2015. Для ее обеспечения мы ведем переговоры с банками, как мирового, так и национального уровня. По НАССР – то же самое. Более того – мы видим, что такое вложение средств интересно финучреждениям. Они устраивают образовательные семинары для бизнеса, ища себе потенциальных клиентов. Конечно, в первую очередь это касается средних предприятий, которые уже имеют современное производство, а потому без особых затрат могут получить сертификаты и начать экспорт в ЕС.
Как показывает практика, банкам наиболее интересно финансирование сертификации компаний, производящих нишевые продукты, которые имеют стабильный спрос.
Эти компании не на слуху, а потому складывается впечатление, что процесс получения сертификатов украинским бизнесом почти не движется.
– Но это не касается малого бизнеса!
– Здесь сложнее. Часто таким компаниям надо объединяться, чтобы получить сертификаты. У нас есть проект, который финансирует ОЕСД, по развитию кооперации. Это позволит компаниям получить более гибкий доступ к лизингу или покупке сельскохозяйственной техники, семян или средств защиты растений. Но одновременно – таким кооперациям будет проще вместе получить необходимую сертификацию для экспорта в ЕС.
– В прошлом году украинские экспортеры досрочно использовали годовые квоты по ряду позиций. Планируется ли начать переговоры с ЕС об увеличении этих квот?
– Как вы знаете, говорить об увеличении квот можно только по тем позициям, где существует их полное использование. Использование квот означает, что в странах ЕС есть спрос на украинскую продукцию.
Это вопрос уже сейчас прорабатывается. Сейчас мы проводим предварительные переговоры с профильным еврокомиссаром и с министрами сельского хозяйства стран ЕС, ищем возможности расширения. Мы убеждаем наших партнеров, что поддержка может быть не только финансовой – тем более, что она ограничена, но и в виде расширения квот.
– Каковы результаты таких переговоров?
– Сейчас мы получили поддержку таких планов от еврокомиссара, а также от министров Германии, Швеции, Литвы и Латвии. Это должно усилить шансы на то, что украинскую заявку удовлетворят.
– А когда можно ожидать официального представления такой заявки, и какими будут украинские предложения?
– Сейчас этот вопрос находится на финальной стадии обсуждения под личным контролем главы министерства Алексея Павленко. Основные позиции на пересмотр: мед, яблочный и виноградный сок, а также курятина.
Вместе с профильными ассоциациями будет определен обоснованный объем предлагаемых квот, после чего мы начнем консультации о пересмотре квот ЕС.
Но все это – вопрос уже ближайшего времени.
– Но в то же время по ряду позиций Украина так и не начала экспорт...
– Да, и это также объект нашего внимания. Есть ряд позиций, по которым мы имеем нулевые объемы экспорта.
Мы должны определить причины этого. Это может означать следующее: или отсутствуют сертифицированные производства, или мы продаем продукцию на других рынках за большую цену, или логистические пути слишком сложны. Другие возможные причины: мы не производим такого объема продукции, чтобы импортировать, или национальный производитель просто не знает о существующих возможностях. Сейчас ведется работа по определению причин по каждой товарной группе, где мы не используем квоты.
– Когда Украина может получить разрешение на экспорт в ЕС молочной и мясной продукции?
– В прошлом году состоялась проверка состояния отечественной молочной отрасли. Сейчас идет финализация отчетов, и могу заверить – этот отчет очень хороший. Поэтому мы выходим на ситуацию, когда этот отчет будет подтвержден всеми странами ЕС, после чего мы можем начинать экспорт.
Очевидно, что сейчас рынок не является благоприятным. Резкое сокращение экспорта в Россию привело к перенасыщению рынка в Европе, который и до внедрения санкций не был дефицитным, и соответствующему снижению цен на молочную продукцию; избыточное производство молока пока что в определенной степени компенсируется "утилизацией" в сухое молоко и масло, но этот процесс имеет свои ограничения. Снижение потребления в Украине также не позволяет ценам на молоко догнать общей уровень инфляции.
Девальвация гривны существенно ухудшает финансовую отчетность украинских производителей и давит на их обязательства в валюте.
Но условия для производства молока в Украине очень благоприятны. Нам надо многое сделать для наращивания мощностей по переработке и создания добавленной стоимости для внутреннего и внешних рынков. То есть перспективы радужные – надо работать.
– Часто говорится, что это – довольно оптимистические заявления. Для сравнения, Хорватия потратила несколько лет на получение разрешений экспортировать молочные продукты в ЕС.
– Мы прекрасно понимаем все сложности этой задачи. Но также понимаем, что не имеем возможности тянуть несколько лет. Поэтому стоит задача сделать все возможное, но обеспечить быстрое открытие европейского рынка для украинских молочных продуктов.
– А как насчет мясной отрасли? Ее проверка тоже должна была состояться еще в 2014 году?
– Визит был перенесен в связи с эпидемической ситуацией.
Как только ситуация с африканским вирусом будет решена, визит комиссии ЕС сразу состоится.
Соответствующие договоренности уже существуют.
– Напоследок расскажите о прошлогодней ситуации, когда вы были отстранены от выполнения обязанностей сразу после назначения на должность...
– Отстранение продолжалось около месяца. Ключевых обязанностей с меня никто не снимал даже тогда. Консультации с должностными лицами ЕС по имплементации норм Соглашения об ассоциации шли постоянно.
Интервью взял Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"