«Скорый старт ЗСТ удерживает европейский бизнес от реинвестиций своего капитала»
Европейский бизнес долго не мог смириться с ограничениями, введенными ЕС в торговле с Россией. Некоторое время именно бизнес считался одним из основных лоббистов досрочной отмены санкций против РФ.
Однако эти времена прошли. Сейчас бизнес с большим пониманием относится к санкциям и ищет новые рынки для своей работы. Может ли Украина воспользоваться этим шансом? Какие украинские реформы европейский бизнес считает первоочередными, принятие которых открывает дверь для инвестиций в страну?
Эти вопросы ЕвроПравда задала главе департамента международного сотрудничества крупнейшего бизнес-объединения ЕС BUSINESSEUROPE Луисе Сантос.
– Как выглядит инвестиционный климат Украины в глазах европейского бизнеса?
– Самое главное, что мы хотим увидеть – продвижение реформ в Украине, в первую очередь в сфере законодательного обеспечения прав собственности. Это очень важно, поскольку для европейского инвестора ключевым вопросом является ясность и понятность законодательного поля.
Безусловно, еще один важный момент – успехи украинского правительства по борьбе с коррупцией. Однако не менее важно приближение украинского законодательства к европейскому.
– Это достаточно долгий процесс. Есть ли меры, которые способны быстро изменить настроения инвесторов?
– Скорость во многом будет зависеть от активности украинских властей по популяризации в Европе проводимых реформ. Многие люди в Европе просто не знают, что сейчас происходит в Украине.
Европейскому бизнесу нужно больше информации о возможностях инвестиций в Украину. Для этого необходимо, чтобы эти возможности активно рекламировались в ЕС.
Хороший пример такого продвижения – открытие представительств украинских бизнес-ассоциаций в Брюсселе.
– В украинском правительстве предлагают новую схему привлечения инвестиций – под гарантии стран ЕС для своего бизнеса. Будет ли эффективной такая модель?
– Безусловно, такие гарантии выглядят очень привлекательно для бизнеса. Однако бизнес нуждается в очень широком спектре гарантий – в частности, он должен быть уверен, что в любой момент его инвестиции могут быть отозваны. Также необходима гарантия защищенности этих вложений.
– Что должно сделать украинское правительство для этого? Есть мнение, что этим шагом может быть разрешение инвесторам пользоваться законодательством своих стран.
– Не думаю, что такой механизм может быть эффективным. В страну могут приходить инвесторы из различных стран, законодательство которых может иметь существенные отличия. Как же им решать споры между собой? А к этому следует прибавить межнациональные корпорации, а также иностранный бизнес, который уже работает в Украине. Как видим, такая идея выглядит привлекательной, но на практике вряд ли приведет к чему-то, кроме хаоса.
Гораздо проще направить все усилия на адаптацию украинского законодательства к европейскому. Продвижение Украины по этому пути не будет незамеченным инвесторами.
– И еще один вопрос о гарантиях стран ЕС для своего бизнеса. Как вы считаете, европейские страны готовы предоставить такие гарантии, как это предлагает Украина?
– Это возможно, но для начала Украине следует активнее использовать механизмы двусторонних договоров о защите инвестиций, которые подписаны со многими странами Европейского союза. Эти договора содержат ряд гарантий для инвесторов, а поэтому эти возможности должны быть использованы в первую очередь.
– Экономические отношения ЕС и России ухудшаются. Готов ли европейский бизнес к дальнейшему ухудшению своих отношений с РФ?
– Безусловно, ситуация очень непростая. В этом аспекте европейский бизнес уже определился со своей позицией.
Мы с пониманием относимся к санкциям, введенным ЕС в адрес России до тех пор, пока этого будет требовать политическая ситуация. Соответственно, пока эти санкции будут действовать и они будут оправданы, мы не будем выступать против них.
При этом мы надеемся, что Россия начнет выполнять взятые обязательства, и в будущем мы сможем нормализировать наши отношения.
Также хочу отметить, что одним из элементов этой нормализации, помимо политических изменений, станет запуск полноценной зоны свободной торговли ЕС и Украины. Мы очень рассчитываем на начало действия ЗСТ, рассчитываем, что это произойдет, как и было договорено, в начале следующего года. Именно поэтому скорый старт ЗСТ удерживает европейский бизнес от реинвестиций своего капитала из Украины. Несмотря на все сложности, этого до сих пор не произошло.
– Что изменится для европейского бизнеса от начала действия ЗСТ с Украиной?
– Это означает отсутствие преград как для экспорта, так и для импорта. Это будет стимулом для торговли, но одновременно и стимулом для инвестиций.
Хочу отметить, что действующий сейчас режим автономных преференций для украинского импорта не стимулирует приход европейских инвестиций в Украину.
– В чем вы видите стимул для экспорта?
– Украина и сейчас интересна для инвестирования, но для этого инвестор должен завезти в страну много оборудования. Своеобразный парадокс – для того, чтобы экспортировать, нам сначала нужно импортировать.
С учетом действующих таможенных ставок это достаточно недешево, особенно когда бизнес ожидает, что уже вскоре эти сборы будут отменены. Как результат – никто не хочет переплачивать. Именно поэтому старт действия ЗСТ станет сигналом и для европейских инвесторов.
Интервью взял Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"
Интервью взято в ходе торжественного открытия представительства Украинского союза промышленников и предпринимателей в Брюсселе