Гэри Хорлик: Терпение членов ВТО в отношении РФ постепенно иссякает

Среда, 3 июня 2015, 09:09 — , Европейская правда
citynews.ro

Гэри Хорлик – американский юрист украинского происхождения. Он считается ведущим специалистом в мире в сфере международной торговли, удерживая лидерство в двух всемирных юридических рейтингах: Euromoney/Institutional Investor и Who’s Who Legal.

Его опыт и знание "кухни ВТО" позволяет оценить достижения и ошибки Украины как члена Всемирной торговой организации. По словам юриста, хотя Украина недавно присоединилась к ВТО, она уже успела создать в организации ряд прецедентов, к сожалению, далеко не всегда позитивно влияющих на наш имидж. 

Также Гэри Хорлик оценил перспективы торговых споров в отношении многочисленных дискриминаций со стороны России. При этом советы юриста однозначны – "торговые войны" РФ с Украиной должны рассматриваться в органах ВТО. Хотя это долгий процесс, который может даже занять четыре года, у ВТО есть действенные механизмы, чтобы заставить нарушителя отказаться от дискриминаций.

Примером для Украины может быть Евросоюз, который уже открыл два кейса в отношении действий РФ и готовится открыть новые.

– Часто говорят, что у Украины плохой имидж в ВТО, и это большая проблема для страны. Так ли это?

– Первое, что необходимо понимать про ВТО – это маленькая организация. Хотя она включает в себя более 160 стран, миссия каждой из них довольно невелика. В итоге весь штат организации включает в себя около тысячи человек, которые хорошо знают друг друга.

Как и в любом другом клубе, тут существует свод правил и процедур, которых следует придерживаться. Лучшей характеристикой этих правил может быть японский термин, который означает пересадку дерева. Это гораздо сложнее сделать, чем его срубить, нужно сохранить все корни, поднять большое количество земли. Это очень сложная работа, которая требует большого внимания.

Так же и ВТО – любое принятие решения в организации требует долгих консультаций между представителями различных стран, учитывания всех предыдущих договоренностей. Только тогда решение может быть принято.

Украина предложила пересмотреть условия своего членства в ВТО. Это легальная процедура, но она не прописана в правилах. И эта заявка удивила очень многих, поскольку ей не предшествовала работа с другими участниками организации.  Были и другие вещи в подобном духе.

Однако Украина не является нарушителем правил ВТО, новое правительство декларирует стремление соблюдать все правила организации, а поэтому говорить о плохом ее восприятии в организации не приходится. Тем более – сейчас существует громадный уровень поддержки Украины, в том числе и в ВТО. 

– Украина в разы сократила список позиций, по которым она хочет добиться пересмотра. Каковы шансы на успех такой сокращенной заявки?

– Пока говорить о таких шансах очень трудно, поскольку ключевой задачей ВТО является снижение таможенных тарифов во всем мире, а не их повышение. Увеличение тарифов противоречит идеологии ВТО, если речь не идет о товарах, являющихся вредными для окружающей среды, таких как табак.

– Украина отметилась и в табачном споре ВТО, подав заявку на консультации с Австралией по поводу отмены их антитабачного закона. Кто прав в этом споре, и соответствуют ли антитабачные ограничения, введенные Австралией и Францией, принципам ВТО?

– Табак является уникальным товаром, поскольку его вред научно доказан. Поэтому обычные правила ВТО не совсем применимы к нему.

Интересная коллизия – почти все страны ВТО также являются членами Всемирной организации здравоохранения. Если заявка Украины будет удовлетворена, это войдет в противоречие с обязательствами, которые взяли эти страны в рамках этой организации.

Еще один момент – всех удивило, что эта заявка была подана вашей страной. Ее можно было ожидать от Гондураса, Кубы или другой страны-импортера табачной продукции. Украина таковой не является. С точки зрения права – это интересный прецедент. Поскольку все крупнейшие производители табака зарегистрированы либо в США, либо в Великобритании, либо в Японии. Ни одна из этих стран против австралийского закона не выступила. Взамен мы увидели, как табачные компании, не сумевшие пролоббировать такую заявку в своих странах, выступают через третью страну. Поэтому я называю эту заявку Украины очень интересной.

Это уникальный пример, когда страна лоббирует в ВТО интересы компаний других стран. Скорее всего, это связано с тем, что табачные компании не смогли пролоббировать такую заявку в таких странах.

– Вы напрямую утверждаете, что эта заявка была пролоббирована транснациональными табачными компаниями?

– В Женеве это ни для кого не секрет. Мы же видим, как юристы одной из табачных компаний общались с представителями украинской делегации.

– Что же это за компания?

– К сожалению, этого я сказать не могу. Еще хочу сказать, что это все же не является нарушением. Любой член ВТО может так поступать, если считает, что это полезно для своих производителей. 

– Недавним членом ВТО стала Россия, успев при этом пойти на значительные нарушения норм организации. При этом складывается впечатление, что эти нарушения сходят им с рук…

– В ВТО есть сильно развитая система решения споров. Обычно такие юридические споры и связанные с ними процедуры длятся на протяжении 3-4 лет. В отношении РФ есть два юридических кейса, которые ведет ЕС, и скорее всего – появятся новые.

Стоит отметить – они появились не из политического кризиса отношений РФ и ЕС, а именно из-за нарушений Россией норм ВТО. Самый известный пример – российская политика ограничений по ввозу продуктов питания. ВТО не предусматривает возможности для таких запретов без научного обоснования вреда такой продукции. Это правило было нарушено Россией.

Будучи частным юристом, многие годы назад я вел подобный кейс – США против ЕС. Могу сказать, что решение  такого спора занимает время, однако ВТО обладает лучшим механизмом по решению таких проблем.

– То есть решения ВТО по российским контрсанкциям можно ожидать приблизительно за три года?

– В общем, да. Хочу еще отметить, что ЕС и США обычно открывают кейсы в ВТО в случае, когда они полностью уверены в успехе. И они, как правило, выигрывают их.

– Однако сможет ли ВТО добиться выполнения такого решения, если РФ не намерена отказаться от запрета?

– В таком случае вступают в силу другие механизмы ВТО. Выигравшая страна получает право повысить пошлины на экспорт проигравшей страны. Поскольку РФ экспортирует в ЕС, ее товары будут облагаться большей пошлиной.

Этот механизм успешно отработан ВТО и является эффективным.

Приведу пример: в 2003 году США приняли решение о повышении пошлин на импорт стали. Это было политическое решение, и все это знали. ЕС оспорил это решение и выиграл. В итоге ЕС пригрозил повысить пошлины на экспорт из США и в течение пяти дней высокие тарифы на сталь были отменены США.

– В отношениях Украины с РФ проблемы в другом – наш экспорт блокируется за счет нетарифных барьеров. Например, на основании необъективных, как мы считаем, решений санитарного ведомства РФ. Каковы перспективы такого кейса?

– Сфера продуктов питания является наиболее сильно регулируемой в ВТО, поскольку у многих стран был соблазн использовать такие механизмы для ограничения импорта. Поэтому ВТО скопил большой опыт решения таких споров.

В таких моментах ВТО руководствуется двумя принципами. Во-первых, такие ограничения должны быть анонсированы заранее. Поскольку если производитель уже привез продукцию к границе и узнал о запрете, он получил немалые убытки.

Во-вторых, любое такое решение должно базироваться на научных выводах. Часто мы видим, что РФ принимает решения, которые не базируются на таких научных доказательствах, а имеют совсем другие мотивации. Если в отношении ограничений против украинского экспорта таких обоснований тоже нет – у вас очень большие шансы выиграть такой спор у РФ.

При этом украинская проблема не уникальна. Подобные претензии к РФ имеют и многие другие страны. Тут есть интересный момент. Россия стала членом ВТО совсем недавно, даже позже, чем Украина. При этом к их действиям изначально было много претензий. Западные страны могли предъявить такие претензии России уже в первый день ее членства в ВТО.

Однако обычно стране-новичку первые год-два не предъявляют претензий, а тем более – не доводят их до судебных рассмотрений. Поэтому появление новых претензий к РФ означает, что терпение членов ВТО по отношению к России постепенно иссякает. И в этом плане Украина может найти много союзников, привлекая их к решению спора с РФ.

– Вы рекомендуете присоединиться к действующему спору?

– Нет, Украина может подать свою заявку в ВТО, привлекая к ней новые страны. Здесь необходимо правильно выбрать стратегию. Обычно перед подачей иска правовые команды разных стран проводят консультации, определяя, иск от какой страны имеет больше шансов на успех. Обычно большие страны, такие как США или ЕС, стараются не подавать иск от себя. Необходима страна поменьше и победнее. Украина, с точки зрения ВТО, тоже достаточно обеспеченная страна. Идеально было бы, если бы подобные нарушения со стороны РФ фиксировала бы такая страна, как Бангладеш – такой кейс имел бы лучшие шансы на успех.

Впрочем, как я уже говорил, сейчас в ВТО очень высокий уровень поддержки Украины, а поэтому, возможно, оптимальным вариантом была бы подача заявления от своего имени.

– Такое рассмотрение также займет три-четыре года…

– Да, однако уже в течении 12-18 месяцев можно получить информацию, каковы шансы на успех.

– Что это дает, учитывая, что экспорт все равно будет заблокирован?

– Бизнес получает возможность планировать свои действия, в том числе и в отношении будущей работы на этом рынке. Часто это может быть очень важно для компаний. Однако сейчас мы не видим особого интереса ЕС к российскому рынку – низкая цена на нефть уже не позволяет хорошо зарабатывать на этом рынке. 

– Что бы вы посоветовали украинским властям – как усилить работу страны в органах ВТО?

– Очень хорошо, что украинские власти понимают необходимость работы в рамках ВТО и намерены улучшать имидж страны в организации. Могу еще посоветовать поддерживать на высоком уровне свое представительство при ВТО – и в финансовом плане, и в отношении персонала. Стоит взять пример со стран, например с Бразилии, которые проводят регулярные ротации персонала своего представительстве. Это позволяет большому количеству их дипломатов разобраться в работе механизма ВТО и впоследствии эффективно его использовать.

Также я порекомендовал бы внимательно изучать опыт ряда небольших стран – таких как Новая Зеландия или Чили, которые, несмотря на свой небольшой размер, имеют непропорционально большой вес в структурах ВТО.

И еще – внимательно следите за ходом переговоров ЕС и США о зоне свободной торговли. Через пять лет этот режим заработает, объединив около 70% мирового ВВП. Украине нужно быть членом этой торговой системы, извлекая из нее многочисленные выгоды.

– И напоследок – личный вопрос. Судя по фамилии, у вас есть украинские корни. Так ли это?

– Да, мои родители покинули Украину в 1902 году. Они жили в нынешней Полтавской области.

Интервью взял Юрий Панченко, 

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: