Экс-премьер Эстонии: в ЕС все больше скепсиса к новой украинской власти
Бывший премьер-министр Эстонии Юхан Партс – один из мировых лидеров, которые сейчас консультируют Украину по внедрению реформ. Его опыт трудно переоценить – помимо должности главы правительства, в бэкграунде Юхана Партса есть и пост министра экономики и коммуникаций. Соответственно, он приложил руку к нынешнему статусу Эстонии как одного из мировых лидеров по внедрению e-goverment.
Как и многие западные эксперты высокого уровня, Партс уверен – Украине надо быстро проводить реформы, которые будут замечены обществом. Но он также предупреждает, что медлительность работы украинских реформаторов уже представляет собой большую проблему в отношениях с ЕС. Чтобы решить эту проблему, украинскому правительству нужно не только ускориться, но и уделить больше внимания "пиару" реформ.
– Эстония известна своими реформами. В чем их главный секрет, который может использовать Украина?
– Да, у нас довольно уникальный опыт. В частности, для Украины может быть актуальным тезис, что ни одно общество не способно проводить слишком много реформ за один промежуток времени.
Поэтому, мне кажется, нам нужно изменить логику проведения реформ – то есть расставить приоритеты.
Я много бывал в Украине, и то, что я скажу – очень субъективное мнение, но мне кажется, что реальный фокус должен быть на том, какие реформы должны затронуть или изменить мышление людей.
Второй момент – упрощать, упрощать и еще раз упрощать! Когда я слушаю все эти разговоры о реформах, они кажутся слишком сложными. Сами реформы, возможно, и правда сложны, но нам следует проще говорить о том, для чего эта работа нужна и какие критические барьеры эти реформы могут снять. Это нужно исправлять очень быстро. И люди должны понимать: "Вот оно, сделано".
Третья мысль – и это меня очень беспокоит:
ключевой вопрос заключается в том, сколько еще будет открыто нынешнее окно возможностей.
Это очень серьезная тема. И ее надо рассматривать с европейской и национальной точек зрения: с одной стороны, мы должны набраться терпения, потому что эти изменения реально нужны Украине, и ситуация настолько уникальна, что скоро их ждать нельзя – поэтому следует быть терпеливыми.
Однако, с другой стороны, в ЕС все больше скепсиса относительно новой украинской власти.
– Как же тогда действовать в такой сложной ситуации?
– Приоритетными должны быть фундаментальные вопросы: демократия, верховенство права и развитие гражданского общества. Если их не реализовывать, а только говорить о них, ситуация будет только ухудшаться.
Я думаю, что приоритет один: вам надо преодолеть рак под названием "коррупция". Это рак, и как в случае с человеческим организмом, его необходимо реально лечить. Если этого не делать, имитация все равно будет невозможна.
Это европейское видение, и решение многих проблем в стране исходит из того, что вы знаете базовый принцип. Снаружи все ожидают мощный месседж, который будет совпадать с действиями – о том, что вы будете лечить рак.
Если этот месседж прозвучит, Украина, я думаю, изменится и будет процветать.
– Вы утверждали, что реформа госзакупок может существенно изменить ситуацию в Украине. Почему именно она?
– Здесь речь идет не только об экономии средств. Эта реформа позволит обеспечить оптимальную конкуренцию цены и качества. Это может дать необходимые инвестиции, ведь ни одна страна не может развиваться, не будучи частью глобализованной экономики.
Для перезапуска экономики необходимы новые инвестиции. Почему никто не инвестирует в Украину? Могу сказать от имени европейских компаний – из-за отсутствия этих базовых моментов.
– На какие моменты вы еще советуете обратить внимание?
– Защита интеллектуальной собственности, равноправное отношение ко всем – это залог развития базовых институтов и борьбы с коррупцией.
Другой момент – необходимо правильно собирать налоги. Если бы нам пришлось оценивать налоговые риски в зависимости от размера теневой экономики, то эти риски были бы огромными, но они существовали всегда и везде.
Если же Украина сможет остановить коррупцию и создать профессиональные налоговые и таможенные органы, вы быстро решите свои экономические проблемы и сможете отказаться от помощи МВФ.
Вот что означает для Украины открыться для инвестиций.
– Чего еще не хватает Украине?
– Очень не хватает мейнстримных партий. Это и левые социал-демократы, и правые консерваторы, и либеральные партии.
Таких партий в Украине не существует, но они очень важны! Нельзя под каждые выборы создавать новую партию и голосовать за нее.
Второе – финансирование партий. Я думаю, что за следующие 10 лет вам надо сделать так, чтобы мейнстримные партии финансировались из государственного бюджета. Это позволит запретить любые частные пожертвования на избирательные кампании. Тогда выборы станут справедливой конкуренцией – как в бизнесе. Это абсолютно необходимый шаг, и в Европе все это знают.
И последняя ремарка – вы упомянули о реформе государственной службы. Основная идея – провести четкое разграничение между профессионализмом и политической составляющей. И сейчас ключевой вопрос, насколько я понимаю, в том, будет ли эта реформа одобрена. Государственные служащие должны быть независимыми от любых политических влияний. Отбор должен проводиться на конкурсной основе.
– Способны ли эти реформы дать быстрый экономический эффект? Или хотя бы побудить ЕС увеличить помощь Украине?
– Проблема в том, что все остается на словах. Европа устала.
Мы не можем управлять вашей страной. Поэтому я говорю о частных инвестициях, которые должны стать главным источником вашего развития.
Все эти факты – что у вас много инженеров, достаточно хороший уровень образования, большой внутренний рынок, много природных ресурсов – это немало факторов, важных для развития любой страны, но они просто не работают из-за коррупции.
Запустите их – и вы увидите изменения.
Авторы: Любовь Акуленко, Алиса Рубан, эксперты информационной кампании "Stronger Together!"
Интервью организовано в рамках проекта #UkraineReforms, который реализуется Центром европейских исследований имени Вилфреда Мартенса, Киевской школой экономики, Реанимационным пакетом реформ и инициативой " Stronger Together!".