Карл Бильдт: У Путина есть два варианта – понемногу отступать или начать наступление на Украину
Карл Бильдт – один из самых известных в Украине европейских политиков. Глава МИД Швеции в 2006-2014 годах; в 1990-х – шведский премьер, в Киеве он наиболее известен благодаря своей вовлеченности в украинские вопросы.
Бильдт вместе с польским коллегой Радеком Сикорским (см. его интервью "Путин понимает только язык танков "Абрамс" и самолетов F-22") был идеологом "Восточного партнерства", а при Януковиче стал одним из немногих открытых критиков украинского авторитарного режима в европейской элите. После смены власти в нашей стране он продолжил активно консультировать украинских политиков и чиновников.
"Европейская правда" побеседовала с отставным шведским политиком во время ежегодной встречи Ялтинской европейской стратегии (YES) в Киеве.
И мы можем подтвердить - после ухода в политическую тень Карл Бильдт стали не менее, а может и более интересным (потому что более откровенным) собеседником.
"Сейчас Украина и Россия – словно в гонке преследования"
– Затишье на Востоке Украины в последнее время отмечали и украинское руководство, и западные политики. На ваш взгляд, это надолго и всерьез?
– Никто не знает, но это действительно хороший знак.
Во-первых, это доказывает, что в случае, если Россия захочет остановить вооруженное противостояние (на Донбассе), она может это сделать.
Другой вопрос - почему она сделала это именно сейчас? Я связываю это с тем, что Путин поедет на Генассамблею ООН (визит начнется 28 сентября), где он уже долго не был. И ему действительно нужно создать красивую картинку под этот визит.
Не исключено, что ему потребуется реальное соблюдение перемирия вплоть до декабрьского решения ЕС по санкциям.
И к тому же, не нужно забывать, что они (поддерживаемые Россией боевики) сейчас просто неспособны на серьезные наступательные действия.
– Есть мнение, что в вопросе санкций время играет на руку Путину. Даже без соблюдению перемирия через некоторое время - скажем, два года - ЕС будет слишком сложно сохранять санкции.
– Напротив, время играет на руку Украине.
Давайте вспомним то время, когда начался острый кризис, то есть до крымского периода.
По мнению России, Крым был ее безусловным успехом.
И именно поэтому они запустили проект "Новороссия", всерьез рассчитывая на такой же успех, дожидаясь развала Украины на несколько частей в течение 3-4 месяцев. Но здесь они с треском проиграли. Удержать хотя бы то, что успели захватить, они смогли лишь направив в Украину значительный армейский контингент в августе 2014 года.
Именно поэтому появилось патовое минское соглашение.
Тут и далее - фото Александра Индичего, YES |
Но дальнейшее длительное содержание так называемых "ДНР" и "ЛНР" для России является серьезной ношей - и политической, и экономической. По сути, у Путина есть два варианта: он может постепенно отступать, что ему представляется непростым с политической точки зрения; либо же он начнет военное наступление на Украину, а это - еще сложнее и будет стоить невероятно дорого.
Но вернусь к тезису о том, что время играет в вашу пользу. Да, сейчас вы (Украина и Россия) - как в гонке преследования.
Но если за это время Украина сможет стабилизироваться и провести реформы, то именно вы окажетесь победителем в этой гонке.
"Есть возможность расширить крымский пакет санкций"
– Между тем не на руку Украине играет миграционный кризис в Евросоюзе. Одним из его последствий может стать появление праворадикальных правительств - например, в Австрии. Тогда ЕС будет чрезвычайно трудно найти консенсус для очередного продления санкций против РФ.
– Теоретически – да. Практически – нет.
Вы правы, крайне правые партии, дружественные Путину, могут набрать популярность из-за кризиса. Но санкции должны продолжить уже в декабре. И я не вижу никаких выборов в странах-членах ЕС, которые дадут такие изменения.
Если речь идет о более длительном периоде - год или два, то слишком много других неизвестных. И я действительно надеюсь, что к тому времени будут выполнены минские договоренности в том или ином виде.
Ведь Минск - это также возможность для Путина выйти из кризиса, в котором он оказался. И именно с такой целью это задумывалось.
– Если бы Путин действительно намеревался выполнять минские соглашения, он бы уже это сделал.
– Да, но надеюсь, что он изменит свое мнение.
Оглянитесь в прошлое, и вы согласитесь: его амбиции были значительно больше. С течением времени у Путина все уменьшается пространство для маневра.
В какой-то момент он может оказаться в ситуации, когда просто будет вынужден отступить.
Чтобы это произошло, Украина должна продолжать реформы, а ЕС должен подтверждать, что нынешняя политика - санкции плюс поддержка Украины - продлится так долго, как потребуется. И поддержка Киева здесь не менее важна, чем давление на Москву.
– Показательно, что мы долго говорим о конфликте с РФ, вспоминая только о Донбассе. Та же ситуация - когда ЕС говорит о санкциях. Есть опасность, что крымский вопрос постепенно исчезнет с повестки дня?
– Точно нет!
Вопрос Донбасса связан с секторальными санкциями, но есть также крымский санкционный пакет, и ряд санкций был продлен буквально на днях. Они будут подтверждаться дальше и дальше.
Более того, я считаю, что есть возможность усилить именно "крымские санкции".
Хотя и нынешние составляющие крымского пакета - некоторые персональные санкции - также оказывают заметный эффект.
"Надо пообещать, что оружие
доставят в Украину за 6 часов"
– Вы не раз говорили, что Украина должна получать больше поддержки на двустороннем уровне, со стороны отдельных государств-членов ЕС. Чего именно нам стоит ожидать? Деньги, оружие?
– Должны быть новые кредиты.
Они крайне важные, и они уже обещаны Украине. Когда МВФ говорил о помощи Украине в объеме $ 40 млрд, то кредит самого фонда был только частью этой суммы. А на практике из стран ЕС лишь Германия, Швеция и Польша предложили значительные суммы.
Страны ЕС должны найти для Украины больше денег, и США, кстати, тоже.
– Вы говорите о кредитах, а у нас больше ждут грантовой, безвозвратной помощи.
– Кредиты тоже важны. Во времена кризиса 2008-2009 года, когда Латвия потеряла 25% ВВП, именно наш кредит позволил стабилизировать страну и вернул доверие к ней. Кредиты дают вам возможность продолжать реформы
По оружию ответ - нет. Я согласен, что обороноспособность нужно поддерживать, но это можно делать не только с помощью оружия. Вам нужно от Запада больше учений, больше оборудования, и Швеция уже предоставляет Украине именно эту помощь.
Да, сейчас во многих странах ЕС продолжаются дебаты по поставкам оружия, но когда и чем они закончатся - неизвестно.
Лично мне нравится инициатива Радека Сикорского о том, чтобы разместить в Польше, Болгарии или Румынии значительное количество противотанкового вооружения, тренировать на нем украинских военных и четко заявить, что это вооружение предназначено именно для Украины, но будет предоставлено только в случае необходимости .
И что техника будет доставлена в Украину в течение шести часов в случае, если пойдет дальнейшее наступление.
Этот подход вполне может быть компромиссом в политической дилемме о предоставлении оружия Украина.
Причем речь идет именно об оружии оборонного типа, именно это вам нужно. Ведь Украина говорит, что не намерена наступать!
"Европа сможет предотвратить падение Шенгена"
– Миграционный кризис. Видите ли вы, как Европа может его решить?
– Во-первых, это не первый миграционный кризис у нас. Возможно, он самый крупный, но их было уже несколько - и после венгерского кризиса в 1956 году (антисоветское восстание, подавленное войсками СССР), и во времена балканской войны. Я хорошо помню, как тогда одна только Швеция приняла 100 000 боснийских беженцев, и это было непросто.
Сегодня число (беженцев) выше, но в то же время больше и Евросоюз, и у нас есть возможность распределить их между странами.
Это будет непросто, но я думаю, что это нам по силам.
– Переговоры о распределении беженцев, к слову, многих удивляют. Ведь речь идет о людях, а не о вещах, как же можно решать за них: ты едешь в Польшу, а ты - в Нидерланды ...
– В известной степени это возможно. Да, они могут иметь определенные преференции, когда едут в Европу, могут хотеть попасть в конкретную страну (подавляющее большинство хочет остаться в Германии, несколько меньше - в Австрии и Швеции). Но если они - настоящие беженцы, то я считаю, что они должны принять решение о том, что они должны ехать в другую страну.
Есть также другая инициатива, которая способна существенно изменить ситуацию.
Мы можем утвердить перечень "безопасных стран", жители которых не должны претендовать на статус беженца.
40% тех, кто просит статус беженца в Германии - с Балкан. Но есть общее понимание, что они - не беженцы, они должны вернуться в свою страну!
И если мы объявим их страны "безопасными", они выпадут из этого процесса.
То же самое касается граждан Турции, их ждет такой же подход.
А в случае, если Украина предоставят безвизовый режим поездок в ЕС - а я надеюсь, что это произойдет, - то же самое может произойти с Украиной, вы также попадете в список "безопасных стран".
Это не означает автоматического отказа в предоставлении статуса беженца тем, кто приехал с украинским паспортом - ведь все равно могут быть особые случаи, когда человек имеет право претендовать на этот статус по политическим или иным причинам. Однако общее правило должно быть именно таким - отказ в предоставлении убежища и другие процедуры, чем в отношении беженцев из Сирии.
Я думаю, что отмена виз для Украины и ее внесение в перечень "безопасных стран" должны быть четко связаны.
– Кстати, значительная часть беженцев из той же Сирии на самом деле тоже едут из Турции, о которой вы говорите, что она безопасна, и они уже имели там статус беженца.
– Действительно, значительная часть ищущих убежища уехали в Европу после того, как провели два или три года в лагерях беженцев Турции и просто потеряли надежду на возвращение домой. Можно говорить о том, что и в Турции они были в безопасности. Но при этом не забываем, что в одной лишь Турции - два миллиона беженцев, это очень много.
В Турции уже есть 10 городов, где число беженцев такое же, как количество турецкого населения.
Поэтому для этих людей небезосновательны попытки поехать дальше, в другие страны.
– Возможно ли, что ЕС из-за кризиса поступится своими фундаментальными принципами?
– Я не думаю, что это произойдет. Хотя Шенгенское соглашение, то есть принцип свободного перемещения, уже сейчас под угрозой, и ряд стран уже начал его нарушать - все слышали о восстановлении пограничного контроля внутри Шенгена.
Но я думаю, что Европа сможет предотвратить падение Шенгена.
Один из путей - создание совместной координированной системы действий в этой ситуации (с наплывом мигрантов).
Это будет непросто, потому что подход разных стран принципиально отличается. Но мы в ЕС привыкли к этому - во многих вопросах мы начинаем диалог с разных позиций, но шаг за шагом сближаем их и находим компромисс.
"Даже если присоединятся США,
Германия останется лидером Нормандских переговоров"
– Почему мы не видим активного участия ЕС в международном урегулировании? Многие говорят об усиленном роль внешней политики ЕС, о совместной безопасности и обороне, а на практике мы видим, что, к примеру, в минском процессе игроками являются Германия и Франция, а не Евросоюз.
– В некоторых вопросах Евросоюз все же является игроком, но в отношении Минска или Нормандского процесса вы правы. Я, откровенно говоря, не был слишком счастлив от того, какой формат сложился.
Вспомните - в апреле 2014 года были совсем другие инициативы, был создан Женевский формат с участием ЕС, США, Украины и России. В теории такие переговоры были бы логичными. Но так совпало, что именно тогда начался период, когда ЕС становится чрезвычайно слабым. Именно тогда проходили выборы в Европарламент, все ждали изменении состава Еврокомиссии. И именно тогда инициативу перехватили Берлин и Париж.
И хотя мне это не очень нравилось, я должен признать, что в конечном итоге Германия в этих переговорах сработала очень хорошо.
И точно - лучше, чем это мог бы сделать ЕС в тот же исторический период. К тому же Берлин вел переговоры в тесном сотрудничестве с Брюсселем и странами-членами ЕС.
– Есть ли шанс, что переговоры по Украине вернутся к Женевскому формату?
– Не думаю, что мы снова увидим Женевский формат, но вполне возможно, что Нормандия превратится в "Нормандию плюс", к ней присоединятся американцы и, возможно, также ЕС.
Но в любом случае Германия сохранит роль лидера в нормандских переговорах.
– Как насчет других международных инициатив ЕС?
– Я могу привести пример, в котором формально ведущую роль играет ООН, а на самом деле ключевыми являются усилия ЕС - это переговоры по Кипру.
С 1974 или даже с 1963 года - в зависимости от того, как считать, - эта страна глубоко разделена. И теперь наконец у нас есть шанс на разрешение кризиса.
Надеюсь, что в течение следующего года мы наконец получим мирное соглашение, соглашение об объединении Кипра.
Вообще есть два процесса в сфере международной безопасности, где участие ЕС в последнее время оказалось очень эффективным - это урегулирование кипрского кризиса и переговоры по иранской ядерной программе. Хотя в конце концов иранское соглашение превратилась, по сути, в договоренности между Ираном и США, участие ЕС в переговорах очень помогло.
Вообще изначально это была европейская инициатива, предложенная Хавьером Соланой, в то время американцы даже слышать о ней не хотели
Но есть процессы с участием ЕС, которые вообще не имеют успеха. Это и переговоры по ближневосточному урегулированию, которые полностью застряли, и Сирия, и Ирак, включая проблему "Исламского государства", и Ливия. И хотя по последней есть проблески надежды, в ближайшее время там успеха не будет.