Глава МИД Дании: У вас просто нет другого пути, кроме создания реформированной Украины

Вторник, 16 февраля 2016, 13:46 - Сергей Сидоренко, Европейская правда

Как правило, украинцы не воспринимают Данию как лоббиста Украины – знания об этой стране у нас невелики.

Но дипломаты и международники знают, что Копенгаген на самом деле – друг Киева. К примеру, недавние предложения об увеличении помощи Украине внес именно датский министр иностранных дел Кристиан Йенсен.

Поэтому сообщение Reuters с заявлением Йенсена о том, что санкции против РФ могут быть отменены, стало по меньшей мере неожиданным...

Эта история получила продолжение – впоследствии министр в своем твиттере заявил, что сообщение Reuters не полностью отражает его позицию, но четкого опровержения этой новости так и не появилось.

"Европейская правда" получила возможность кратко лично пообщаться с главой МИД Дании, так что мы попытались расставить точки над "і".

Ситуация действительно оказалась непростой. Нет, мы не потеряли Данию – она остается другом нашей страны. Но Йенсен откровенно говорит, что не все страны ЕС придерживаются такой же позиции, как он.

* * * * *

– Неделю назад Reuters процитировал ваши слова о том, что в случае бездеятельности Украины в проведении реформ сохранить санкции против РФ будет трудно. Так ли это?

– Эта фраза была вырвана из контекста нашего разговора. На самом деле я говорил о том, что Украина очень много сделала для выполнения Минских соглашений, а Россия – слишком мало. Но Украине действительно осталось немного сделать – совсем немного. Да, я действительно в конце отметил, что Украина должна сделать несколько больше.

Но если Украина проведет реформы, предусмотренные Минскими договоренностями, а Россия продолжит ничего не делать – не заберет с украинской территории своих солдат, не отведет свое оружие, не будет соблюдать перемирие и не отдаст Украине контроль над границей – санкции точно будут продолжены.

– Но все же, означает ли это, что в случае невыполнения Украиной оставшейся части Минска санкции против РФ могут быть сняты?

– Прежде всего, подчеркну, что мы – Дания – будем голосовать за сохранение санкций против РФ до тех пор, пока Россия не выполнит все требования Минских соглашений. Но в то же время в ЕС есть страны, которые требуют большего, когда речь идет о продлении санкций против России.

Нужно признать, что

в ЕС есть разные мнения о том, как много мы должны требовать от России. И есть разные мнения о том, что можно простить и сколько должна сделать Украина.

Мы со своей стороны будем работать над тем, чтобы санкции были продлены, но Украина должна сделать шаги со своей стороны.

– Когда вы говорите о шагах, которые в ЕС ждут от Украины – о чем именно идет речь? О конституционной реформе или о чем-то другом?

– Да, в том числе речь идет о конституционной реформе. И этот вопрос очень чувствительный. Но можно говорить, что речь идет в целом о требованиях Минских соглашений. Это даст нам рычаг давления на Россию.

Продлить санкции действительно важно. Но проще всего это будет сделать, если Украина выполнит свою часть обязательств по Минскому соглашению.

– Но мы уже не выполнили требование по Конституции – Рада должна принять изменения не позднее января. Многие юристы считают, что теперь конституционная реформа отложена минимум на год. Можно ли говорить, что в таком случае мы проиграли эту игру?

– Будет слишком радикально говорить, что вы потеряете поддержку Европы, даже в этом случае. Мы понимаем, что Украина оказалась в очень непростой ситуации. И мы готовы помогать Украине не только путем санкций, но также – оказывая помощь в проведении реформ. И мы готовы приложить свои ресурсы и свои знания к тому, чтобы помочь Киеву.

– В Украине в последнее время произошло немало событий, которые, по сути, являются признаками политической нестабильности. Какое из них наиболее критично для вас? Отставка министра экономического развития Айвараса Абромавичюса или что-то другое?

– Жаль, что министр Абромавичюс ушел в отставку. Конечно, отставка министра – это внутренний украинский вопрос, но с позиции ЕС важно, чтобы реформы продолжались и дальше, с новым импульсом.

– А кто, на ваш взгляд, был главным препятствием в осуществлении реформ? Ведь у каждой проблемы всегда есть имя.

– Это не моя роль – комментировать, кто мог, а кто не мог быть ответственным за это. Важно не это – важно, чтобы Украина преодолела нынешние преграды на пути к реформированию.

– Будем откровенны: означает ли происходящее, что реформы под угрозой? Пересекли ли мы черту, за которой последует разочарование стран ЕС?

– На самом деле Украина уже прошла значительный путь в реформировании общества, политической и экономической систем после Майдана. И я впечатлен прогрессом, который есть сейчас.

В то же время надо признать, что Украина имеет давнюю "традицию" коррупции и непотизма, которую трудно преодолеть за один день.

Сейчас процесс реформ достиг решающей точки, перепутья, и я надеюсь увидеть, что у вас опять будет политическая воля, чтобы активно продвигать программу изменений.

И я считаю, что у вас действительно нет жизнеспособной альтернативы, кроме создания реформированной и модернизированной Украины. Евросоюз и Дания и впредь будут оказывать существенную финансовую и техническую поддержку процессу реформ в Украине.

– Недавно "Европейская правда" анализировала документ, посвященный Украине и предложенный Данией для Совета ЕС по иностранным делам. Там оказалось немало идей, включая предложение создать должность вице-премьера по евроинтеграции. Как его восприняла Украина?

– Идея вице-премьера – важная, но не единственная. Главный упор – помочь Украине реформировать систему прокуратуры и судебную систему.

Я взял на себя инициативу расширения поддержки ЕС для процесса реформ после того, как встретился с министром Климкиным в Копенгагене в ноябре прошлого года.

Эта инициатива является призывом к другим странам ЕС предоставить более заметную и ориентированную на результат поддержку Евросоюзом Украины, а также лучше координировать усилия ЕС и стран-членов в их взаимодействии с Украиной.

Как улучшить эту координацию с украинской стороны?

Могут быть разные пути. Среди них – идея создания должности вице-премьера по вопросам евроинтеграции.

Но решать, конечно, должно украинское правительство.

Инициативу Дании Украина восприняла положительно, в том числе Климкин приветствовал ее на встрече с группой стран-друзей Украины, которая состоялась 18 января.

– Какие новости по безвизовому режиму? Будет ли он предоставлен этим летом и проголосует ли Дания за такое решение

– Дания поддерживает визовую либерализацию.

Но важно, чтобы Украина выполнила свои обязательства по выполнению критериев, установленных Европейской комиссией.

Предоставление безвизового режима будет зависеть от прогресса, который покажет Украина.