Отчет по борьбе с коррупцией, критичный для безвизового: Украина выполнила 10 из 16 рекомендаций
Группа государств против коррупции (GRECO), орган Совета Европы по борьбе с коррупцией, опубликовала новый доклад о том, как Украина реализует предварительные рекомендации по борьбе с коррупцией.
Основное внимание в докладе уделяется уголовной ответственности за все коррупционные правонарушения и обеспечение прозрачности финансирования политических партий.
Это уже второй отчет после начальной оценки в 2011 году и первого доклада о соблюдении рекомендаций (февраль 2014).
В целом Украина выполнила удовлетворительно или рассматриваются как выполненные удовлетворительно 10 из 16 рекомендаций, содержащихся в отчете об оценке. Шесть рекомендаций были выполнены частично.
В отчете отмечается, что Украина провела достаточно большие реформы уголовного законодательства в отношении коррупционных правонарушений. В частности, были включены поправки в законодательство относительно элементов, связанных с подкупом, а также с влиянием в корыстных целях.
"Другие рекомендации, которые были реализованы лишь частично, касаются взяточничества в сфере частного сектора: закон все равно распространяется только на юридические лица (предприятия, учреждения или организации) и нет других форм частного бизнеса", - отмечается в отчете.
Кроме того, возможные санкции за эти правонарушения были в значительной степени усилены и сейчас отвечают требованиям Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
Положение о специальной защите были изменены таким образом, что тот, кто дает взятку, освобождается от наказания лишь в случае, если он был объектом вымогательства и добровольно сообщил в правоохранительные органы. "Украине надо отдать должное за эти усилия", - отметили эксперты.
Что GRECO рекомендовала и насколько Украина это выполнила:
- внести поправки в законодательство о криминализации подкупа в частном секторе, чтобы четко охватывать всех лиц, которые руководят или работают в любом качестве на любом частном объекте (выполнено частично).
- введение понятий "обещания" и "просьбы" и "принятия предложения или обещания" в положения Уголовного кодекса об активном и пассивном взяточничестве в государственном и частном секторах и "злоупотребления влиянием в корыстных целях" (выполнено удовлетворительно).
- увеличить в согласованном порядке уголовные наказания, предусмотренные за основные преступления активного и пассивного подкупа в государственном и частном секторах (выполнено удовлетворительно).
- убедиться, что Украина имеет юрисдикцию в отношении всех преступлений взяточничества и злоупотребления влиянием в корыстных целях, совершенных за границей гражданами Украины, при участии украинских государственных чиновников, членов украинских общественных собраний, украинских должностных лиц международных организаций, украинских членов международных парламентских ассамблей и украинских судей и должностных лиц международных судов (выполнено удовлетворительно).
Прозрачность политического финансирования:
- 5 из 9 рекомендаций еще должны быть выполнены в полном объеме;
- Украина создала новую законодательную основу, которая в значительной степени улучшает правовую систему в этом отношении. Большим достижением является создание государственного финансирования политических партий.
- следует приветствовать тот факт, что был принят ряд важных мероприятий, например:
- гармонизация и совершенствование законодательства о прозрачности финансирования политических партий регулярно с правилами финансирования избирательной кампании;
- улучшение определения различных источников взносов и доходов, в том числе пожертвования, для того чтобы предотвратить обход правил прозрачности, касающиеся пожертвований;
- введение обязательного аудита партийных счетов сертифицированными аудиторами.
До сих пор реформы только изменили форму законодательства и многое по реализации новых законов остается неясным. Особенно это касается создания нового контрольного органа, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции относительно финансирования политических партий. Он будет работать в тандеме с Центральной избирательной комиссией, которая по-прежнему несет ответственность за мониторинг финансирования избирательной кампании. Настоящую независимость агентства еще предстоит выяснить, как и то, в каком объеме оно будет финансироваться и обеспечиваться соответствующим образом персоналом и инструментами, необходимыми для выполнения этой функции.
- Украина должна представить дополнительную информацию о выполнении остальных рекомендаций к 30/09/2016.
Что GRECO конкретно рекомендует относительно прозрачности партийного финансирования и как выполнить рекомендацию:
- согласование Положения о финансировании избирательной кампании, содержащегося в законе "О выборах народных депутатов", с законами "О выборах президента" и "О местных выборах" (выполнено частично).
- найти способы обеспечить, чтобы правила прозрачности избирательных законов не ограничивались косвенными взносами в избирательные фонды, другими сторонами или "собственными средствами" кандидатов, или взносами, которые не проходят через избирательные фонды, в том числе финансирование третьими сторонами и пожертвования в натуральной форме (частично выполнены).
- потребовать, чтобы на всех выборах счета всех кампаний были легко доступными для общественности, в сроки, предусмотренные законом; изучить возможности совместного финансирования избирательных кампаний и доведения информации до общественности до выборов (например, через промежуточные отчеты) (удовлетворительно реализован).
- разработать комплексную и последовательную правовую основу для совместного финансирования политических партий, что соответствовало бы прозрачности норм, установленных законами о выборах – содействие, в частности, использованию банковской системы для того, чтобы финансы партии проще было проследить (выполнено удовлетворительно).
- четко определить и регламентировать пожертвования – в том числе косвенные взносы в виде пожертвований в натуральной форме, оцениваемые по их рыночной стоимости, кредиты и другие разрешенные источники финансирования политических партий – и обеспечить, чтобы членские взносы не использовались в обход правил на пожертвования (выполнено удовлетворительно).
- (I) четко определить содержание и формы финансовой отчетности политических партий в едином формате и в сопровождении надлежащих первичных документов; (II) убедиться, что финансовые поступления, затраты, долги и активы учитываются комплексно; (III) консолидировать счета для включения местных партийных отделений, а также других лиц, которые прямо или косвенно имеют отношение к политической партии или находятся под его контролем; (IV) требовать, чтобы годовые отчеты были предметом пристального внимания независимого механизма мониторинга и были легкодоступны для общественности в сроки, установленные законом (только частично).