ЕСПЧ: Украина незаконно конфисковала у чеха 31 тыс. евро
Европейский суд по правам человека 11 июля признал, что украинская власть наложила чрезмерное индивидуальное наказание на гражданина Чехии, конфисковав у него всю сумму незадекларированных наличных средств на границе.
Об этом сообщает "Европейская правда".
Заявитель, Василий Садоча, является гражданином Чехии, который родился в 1972 году и живет в Оломоуце, Чехия.
Дело касается его жалобы на то, что украинские таможенники изъяли у него 31 тыс. евро наличными в аэропорту "Киев Жуляны".
В июле 2011 года Садоча путешествовал из Украины в Польшу с 41 тыс. евро. Ручной багаж провели через рентген, и мужчину спросили, перевозит ли он деньги, после чего он показал наличные таможеннику. Чеха обвинили в нарушении таможенного кодекса за то, что он не задекларировал полную сумму, и 31 тыс. евро изъяли на месте.
Украинский суд сначала постановил, что конфискация денег базируется на законе, в частности на Таможенном кодексе и Постановлении Национального банка о декларировании суммы свыше 10 тыс. евро.
ЕСПЧ, в частности, постановил, что конфискация всей незадекларированной суммы денег, одобренная украинскими судами, наложила на заявителя индивидуальное и чрезмерное бремя и была непропорциональной к совершенному преступлению.
Суд отметил обстоятельство, что на время события в Украине не было ограничений на суммы, которые можно переместить за границу при условии декларирования. Адвокат заявителя признал, что он не задекларировал деньги, однако, он не знал, что он должен декларировать их. Он также утверждал, что 31 тыс. евро тот получил от частного заемщика, и предоставил соответствующие документы.
"Суды не изучили, были ли деньги получены на законных основаниях. Сама власть не проявляла никаких сомнений в обоснованности кредитного договора, и суд, таким образом, не имел права ставить под сомнение законность происхождения конфискованных денег", - говорится в решении ЕСПЧ.
"Также не было никаких признаков того, что он намеренно стремился обойти таможенные правила, ведь власть не начала уголовного производства, что свидетельствует о том, что она не видела намерения с его стороны обманывать", - отмечает ЕСПЧ.
Единственной неправомерным поведением, которое, таким образом, было приписано чеху, хоть и не уголовным, было его неподача письменной декларации в таможенные органы. Для заявителя сумма была существенной, тогда как для государства - нет, подчеркивается в постановлении.
ЕСПЧ указал, что конфискация не назначалась как денежная компенсация за ущерб, а скорее как средство сдерживания и наказания.
Однако он отметил, что его задача не заключается в том, чтобы спекулировать на размере штрафа, который нужно было наложить вместо конфискации всей незадекларированной суммы денег.
"Суд постановил, что вопрос материального ущерба еще не готов к решению, и он отложил его, чтобы дать сторонам возможность предоставить письменные замечания и сообщить о какого-нибудь соглашения. Суд постановил, что признание нарушения само по себе является достаточной справедливой компенсацией за нематериальный ущерб", - добавили в ЕСПЧ.