Что не так с заявлениями Папы Римского о войне в Украине
Среда, 20 апреля 2022, 12:30
Папа Римский Франциск подвергается критике на фоне войны России против Украины. И она, по большей части, справедлива, пишет доктор истории, польский эксперт в области внешней политики, римский католик Лукаш Адамский в статье Папа, который обидел украинцев: что стало причиной последних решений и заявлений понтифика.
Критиковать папу Франциска есть за что. Аргентинский понтифик мало компетентен в делах Восточной Европы.
Находясь в окружении работников Римской курии, многие из которых происходят из романских стран, с сильной традицией русофильства, он живет среди иллюзий.
В течение девяти лет понтификата глава Католической церкви настойчиво искал экуменический и политический диалог с Русской православной церковью. Но при этом не заметил, что его партнер Владимир Гундяев, известный как патриарх Кирилл, фактически возглавляет идеологический отдел Кремля.
За возможность диалога с русской церковью Папа Римский был вынужден расплачиваться политической монетой.
Уже в печально известной Гаванской декларации 2016 года Франциск, по сути, согласился с кремлевской интерпретацией войны на Донбассе как внутреннего конфликта в Украине.
После начала полномасштабной войны Франциск не раз молился за мир для Украины. Безусловно, он очень переживает за жертв войны и, как можно судить, болеет за то, чтобы Украина ее выиграла.
Однако только через месяц с начала российской агрессии он смог признать, что Украина подверглась нападению. Но кто именно напал на нее – понтифик не назвал.
Более того, в СМИ уже появилась информация, что в начале июня в Иерусалиме планируется встреча Папы и патриарха Гундяева.
Из серьезных дипломатических источников известно также о сильном влиянии "симметричной интерпретации" войны в Украине в ближайшем окружении Папы и о симметричности оценок военных преступлений, совершенных обеими сторонами, которые вроде бы одинаково заслуживают осуждения.
А еще Папа Франциск отрицает смысл поставок оружия Украине. Это также ослабляет авторитет Ватикана и его влияние – причем не только политическое – на христианский мир. Потому что критика вооружения и обеспечения оружием Украины де-факто означает разрешение на то, чтобы Зло – от которого невозможно защититься – воцарилось над нами.
В Украине, которая борется за свою независимость, главной причиной эмоций в отношении Папы были Крестный путь в Риме (крест несли украинка и россиянка) и неспособность Франциска осудить Путина.
Однако здесь Папа не заслуживает такой сильной критики.
Невозможность прямого осуждения Путина соответствует дипломатической традиции Святого Престола, а что касается несения креста, то христианство не знает концепции коллективной ответственности, за исключением первородного греха.
Анализируя действия Святого Престола, следует помнить, что его миссия состоит прежде всего не в том, чтобы выполнять роль политического и морального авторитета для мира – хотя и это желательно, – а в том, чтобы передавать свидетельство веры, в частности, нелегкую науку о прощении и извинении.
К сожалению, не все папы умело совмещают эти два направления деятельности Апостольской столицы.
Более подробно - в материале Лукаша Адамского Папа, который обидел украинцев: что стало причиной последних решений и заявлений понтифика.