Как лишить Россию полномочий в ООН: три рецепта для Украины

Аналитика коротко
Пятница, 3 июня 2022, 12:00

Война России против Украины в очередной раз показала несостоятельность ООН не только предотвращать новые войны, но и останавливать уже начатые.

Работу организации, созданной для обеспечения мира и безопасности, парализует государство, которое, по словам президента Зеленского, превратило право вето в Совбезе в право смерти.

О том, как лишить страну-агрессора права вето в Совбезе ООН, читайте в колонке аналитика Центра "Новая Европа" Марианны Фахурдиновой Три способа спасти ООН: как лишить РФ права вето в Совбезе.

Политическая вовлеченность ООН, после оккупации Крыма Россией и начала войны на Донбассе, ограничивалась лишь резолюциями Генеральной ассамблеи ООН (о территориальной целостности Украины, правах человека в Крыму, милитаризации полуострова и т.п.), которые носят рекомендательный характер.

Впрочем, отмечает Марианна Фахурдинова, не стоит недооценивать их важность – резолюции Генассамблеи, в которых четко квалифицируется, что Россия является агрессором и осуществила оккупацию определенных украинских территорий, является основанием для исков Украины в Международный суд ООН, Международный уголовный суд и т.д.

Возможность ООН предпринимать более решительные действия (военные или в форме санкций) для установления мира в Украине была ограничена правом вето государства-агрессора в Совбезе ООН.

В частности, попытка введения миротворческого контингента ООН на Донбасс и обязательная к исполнению резолюция РБ о немедленном прекращении полномасштабного вторжения в Украину (от 25 февраля 2022 г.) были похоронены через вето РФ.

Автор пишет, что в Уставе ООН нет прописанной процедуры исключения постоянного члена Совбеза из его состава, ведь Устав ООН создавали под себя именно постоянные члены СБ – страны-победительницы во Второй мировой войне и единственные признанные страны-владельцы ядерного оружия.

Поэтому, аналитик Центра "Новая Европа" предлагает Украине искать другие, более креативные подходы лишения России ее влияния в ООН. По ее словам, есть по меньшей мере три рецепта лишения России полномочий в ООН.

Статья 27.3 Устава ООН открывает путь к лишению России права голоса по вопросам, связанным с войной в Украине. Согласно этой статье, постоянный член СБ ООН, являющийся стороной спора, должен воздерживаться от голосований по вопросам, касающимся этого спора.

Другие страны уже дважды апеллировали к тому, что Россия должна воздержаться от голосований в вопросах, касающихся Украины, согласно статье 27.3, однако делали это уже после соответствующих голосований. Следовательно, для украинской стороны победой было бы обеспечить применение статьи 27.3 в преддверии голосования.

Другой возможный путь – исключение России из состава Совета безопасности в принципе.

Сегодня эту идею публично декларирует украинская сторона, в частности постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица.

Если читать букву Устава ООН, то России в Совбезе ООН нет, постоянным членом Совбеза ООН является СССР.

А еще можно попытаться "заморозить членство" апеллируя к тому, что Россия грубо нарушает международное право.

Так, например, по причине осуждения политики апартеида в Южно-Африканской Республике, в начале 1970-х годов Генеральная ассамблея несколько лет подряд отказывалась принять полномочия делегации ЮАР и таким образом не позволяла государству участвовать в работе Ассамблеи.

Подробнее - в колонке Марианны Фахурдиновой Три способа спасти ООН: как лишить РФ права вето в Совбезе.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: