Как решить проблему иммунитетов РФ для возмещения ущерба Украине
На этой неделей Министерство юстиции Украины предложило свое видение механизма возмещения Украине ущерба от войны, развязанной РФ.
Этот механизм будет работать по модели компенсационной комиссии и фонда, которые были основаны решением Совета безопасности ООН по Ираку в связи с его вторжением в Кувейт в 1990 году.
Но для Украины такой фонд предлагается создать не в рамках и по решению ООН, а на основании соответствующего международного договора, к которому присоединятся страны, готовые к конфискации находящегося на их территории российского имущества и использования его на нужды возмещения причиненного агрессией РФ ущерба.
Но ключевым для любого из таких путей является вопрос иммунитетов РФ и ее имущества, которыми она наделена в силу современного международного права.
О том, как избавить государство-агрессора иммунитетов читайте в статье партнера LCF Law Group, руководителя практики международного арбитража Юлии Атамановой Предохранитель от агрессии: как избавить РФ от иммунитета и заставить возмещать ущерб.
Иммунитет государства не позволяет нарушать судебные процессы против него в судах других государств без его согласия, арестовывать его имущество для обеспечения иска, препятствует принудительному исполнению против него судебных решений и обращению взыскания на его имущество.
В таких условиях существует два возможных пути решения этой "проблемы".
Вариант 1. Лишить государство-агрессора иммунитетов на уровне национальных законов.
Очевидно, что на национальном уровне каждое государство может применять свои подходы и особенности применения иммунитетов иностранного государства к РФ и его имуществу. Такой путь вполне возможен, и следует признать наличие особенностей в подходах к регулированию иммунитетов, например, в США, Италии и Канаде.
Но такой вариант содержит значительные риски формирования существенных разногласий в подходах к регулированию иммунитета государства-агрессора, к избранию механизмов изъятия и передачи пострадавшей стране и его народу имущества государства-агрессора и многим другим вопросам.
Не будет и синхронности в принятии государственных актов. Все это может пойти на пользу РФ для манипулирования, игры на отличиях, затягивании судебных и административных процедур и т.д.
Вариант 2. Лишить государство-агрессора иммунитетов на уровне нового международного договора, поскольку действующие международные акты не охватывают указанные случаи.
Реальный и эффективный вариант – разработка и заключение многостороннего международного договора в новой международной "системе координат".
Это должен быть договор только между государствами, которые осудили военную агрессию РФ против Украины, заняли активную позицию по поддержке Украины, ввели санкций против агрессора и тому подобное. Инициировать подготовку такого документа может Украина – самостоятельно или в составе группы государств-партнеров.
Международный договор должен быть комплексным и охватить различные механизмы взыскания ущерба с государства-агрессора, включая судебный.
Поэтому он должен урегулировать следующие ключевые аспекты: ограничение (лишение) иммунитета, в том числе судебного, государства-агрессора; правовую помощь государствами-участниками в исполнении судебных решений, вынесенных против государства-агрессора, по взысканию нанесенного им ущерба; порядок применения экономических санкций по факту совершения определенным государством акта агрессии и основания замораживания его имущества; основания конфискации имущества государства-агрессора и его резидентов по определенным критериям, создание компенсационного фонда, условия и порядок выплат компенсаций пострадавшим за счет этого имущества и т.п.
Подробнее - в материале Юлии Атамановой Предохранитель от агрессии: как избавить РФ от иммунитета и заставить возмещать ущерб.