Кулеба рассказал, на каком этапе договоренность об экспорте зерна по Черному морю
По словам Министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, до фактической договоренности об экспорте украинского зерна через Черное море фактически остается "один шаг" - прописать её на бумаге.
Об этом он сказал в интервью Forbes, пишет "Европейская правда".
На вопрос о том, какие "два шага", которые остаются до договоренности, Кулеба ответил, что сейчас остался фактически один.
"На встрече в Стамбуле делегации на уровне экспертов сели и проговорили ряд вопросов безопасности, которые находятся в компетенции военных и логистов. Политически рамку понимаем. Осталось решить вопросы, связанные с логистикой и безопасностью. Вчера делегации и переговорные команды в значительной степени сняли эти вопросы. Теперь это все нужно положить на бумагу", – сказал он.
По его мнению, есть только один логический аргумент, почему Путин может согласиться на такие условия и действительно придерживаться их - чтобы показать нейтральным и более пророссийским в вопросе войны странам Африки и Азии, что он спас их от продовольственного кризиса.
"Во всем остальном я не понимаю, зачем ему это может быть нужно. Соглашаясь на разблокирование украинских портов, он подрывает собственные усилия по удушению украинской экономики. Думаю, у него сейчас на одних чашах весов – репутация России для стран Азии и Африки, а нежелание дать Украине заработать копейку – на других", - отметил Дмитрий Кулеба.
Он добавил, что Украине для реализации договоренности придется разблокировать порты, и эти риски понимают.
"Мы не согласимся ни на одно решение, которое будет оставлять какую-то щель для возможности фронтальной атаки на украинские порты с моря со стороны Российской Федерации", - подчеркнул Дмитрий Кулеба.
Относительно варианта экспорта зерна транзитом через Беларусь в порты балтийских государств глава МИД отметил, что этот путь больше не рассматривается как возможный.
"Белорусский маршрут рассматривался нами и союзниками исключительно как путь последней надежды, если уже ничто другое не сработает. Никому не хотелось иметь никаких дел с Минском, являющимся соучастником агрессии, по любым торговым вопросам. Но очень хорошо поработали логисты и частные инвесторы по расширению возможностей наземных путей через страны ЕС, пошел прогресс в переговорах по морскому пути, поэтому вариант аварийного белорусского пути больше не в повестке дня", - сказал он.
Напомним, 13 июля в Стамбуле состоялись четырехсторонние переговоры по экспорту украинского зерна. В Офисе президента рассказали, что Украина предложила создать алгоритм навигации в Черном море для безопасного судоходства.
Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что участники переговоров в Стамбуле договорились о создании координационного центра по экспорту украинского зерна морским путем, а соответствующее соглашение будет подписано на следующей неделе.