Как Польша и другие страны ЕС создают проблемы для украинок, получивших у них защиту
В конце февраля, в первые дни российского вторжения, Евросоюз принял беспрецедентное для себя решение: открыл границы для спасавшихся от войны украинцев от российских обстрелов, ракет и танков.
Поляки, словаки, венгры, румыны договорились и согласились впускать всех украинцев: даже без документов. Еще через неделю, в неслыханно короткий для евробюрократии срок, ЕС принял общее решение о новом механизме защиты украинских беженцев.
Основные его параметры были такими: украинцы, которым предоставляется убежище, получают право на жительство и в отношении них перестает действовать правило 90/180, позволяющее путешественникам оставаться в ЕС максимум 90 дней подряд.
О том, с какими сложностями сталкиваются украинцы при пересечении границы ЕС, читайте в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко и аналитика ОО "Европа без барьеров" Екатерины Кульчицкой Сложности еврозащиты: что за проблемы ждут украинок, которые спасаются от войны в ЕС.
Эту схему, получившую название "временная защита", Европа применила впервые в истории и было ожидаемо, что она будет работать не идеально.
Но этих поправок так и не произошло. Брюссель, сделав отличные шаги в начале, впоследствии провалил работу по механизму защиты украинцев.
Практика разных стран остается раскоординированной.
Правила и процедуры – это для ЕС святое, поэтому существует даже 16-страничный документ с описанием того, как нужно обращаться с украинцами, выехавшими в Европу из-за войны. А если вы не любите копаться в документах ЕС, то держите его описание на "человеческом языке".
Главные правила:
(1) Украинцев во время войны нужно пускать через границу по любым документам, содержащим упоминание о гражданстве.
(2) Украинские искатели защиты, направляющиеся в ЕС, должны получить право поехать в ту страну, которую они выберут, чтобы там зарегистрироваться. Для этого для них после въезда действует 90-дневный период свободного передвижения.
(3) Когда человек избрал страну и подал там заявление на временное убежище, ему обязаны предоставить право на проживание и работу и документ, удостоверяющий это право.
(4) С получением такого документа 90-дневный период для пребывания в ЕС исчезает, человек получает право на длительное пребывание и свободные поездки по всей территории ЕС, с единственным требованием – проводить в государстве регистрации больше времени, чем во всех других государствах суммарно.
(5) Вправе кратко поехать в Украину для решения бытовых или личных вопросов, а затем вернуться в ЕС, и эта поездка не будет обнулять защиту.
(6) Если украинец или украинка не получила этих документов, то для ЕС она является "просто туристом". Следовательно, действуют старые правила – после 90 дней в ЕС нужно пробыть 90 дней в Украине.
Впрочем, правила, прописанные Еврокомиссией, "рекомендательные" - Брюссель не имеет прямого влияния на миграционную политику государств ЕС. И хотя в марте все государства пообещали их реализовать, на практике произошло иначе.
(1) Для большинства украинок, нашедших убежище в ЕС, запрещены поездки внутри ЕС (в связи с окончанием 90 безвизовых дней). Есть даже риск депортации, об этом предупреждают официально.
(2) Наибольшие проблемы ожидают тех, у кого возникла необходимость ненадолго вернуться в Украину по делам. Есть случаи, когда в ЕС после этого не пропускают, разворачивают на границе.
К примеру, в Германии нужно просить у государства разрешения на временное пребывание (Aufenthaltserlaubnis), которого потом приходится ждать очень долго. В Чехии если у украинца или у украинки есть действующий паспорт, то им не оформляют отдельный документ, а делают наклейку в паспорт, равную визе или виду на жительство.
Украинцы, обратившиеся за временной защитой в Польше, получили документ под названием PESEL, являющийся аналогом украинского идентификационного номера. Однако никаких справок в подтверждение статуса польское государство не предоставляет.
С точки зрения любого другого, кроме Польши, государства ЕС, все они "просто туристы" и нарушители права ЕС, ведь давно превысили срок в 90 дней.
Кстати, вы можете самостоятельно проверить, входит ли ваш документ в перечень "официальных" – ЕС составил такой список более чем на 90 страниц, где каждому государству ЕС или Шенгену посвящен отдельный раздел. Название вашего документа должно совпадать с одним из "правильных".
Если вы решили, что пора ехать домой – делайте это спокойно, независимо от того, имеете ли вы урегулированный статус. Ни одно из граничащих с Украиной государств не наказывает на выезде украинцев и украинок, которые просрочили 90-дневный срок, не ставит им шенгенские запреты и тому подобное.
Однако будьте готовы, что возвратиться в ЕС может быть непросто.
Совет номер один: если у вас есть на руках документ о своем статусе временной защиты на другом языке, чем английский, не выбирайте для путешествия венгерскую границу. Оттуда – больше всего жалоб. А если столкнулись с отказом – лучше поезжайте на другую границу, словацкую или польскую.
Совет номер два: если у вас есть убежище в приграничных государствах Шенгена, то пересекайте именно их границу.
Совет номер три: при возвращении в Украину следует обходить Болгарию, если у вас нет действующих и "беспроблемных" биометрические паспорта. Болгария является, наверное, единственным государством ЕС, которое требует от украинцев полный пакет документов для въезда и даже для транзита: биометрический паспорт или паспорт с визой, или удостоверение о возвращении домой, которое консульства сейчас почти не выдают.
Совет номер четыре: если вы уехали из Польши и возвращаетесь туда же, будьте готовы ответить на все вопросы на границе и имейте, по возможности, подтверждающие документы, зачем вы возвращались в Украину.
Но главный лайфхак: при въезде в Польшу вы должны каждый раз сообщать польскому пограничнику о целях своего путешествия: необходимость получения защиты в связи с военными действиями в Украине.
Окончательное решение об этом все равно остается за пограничной службой. Но если вы получили такой отказ и уверены, что он необоснован – просто вернитесь и попробуйте пересечь границу через другой пункт.
Подробнее - в материале Сергея Сидоренко на Екатерины Кульчицкой Сложности еврозащиты: что за проблемы ждут украинок, которые спасаются от войны в ЕС.