Как Сербия использует ЕС и Россию для своих интересов

Понедельник, 25 июля 2022, 18:39

Несколько последних лет Сербия не только пытается доказать свое лидерство на Западных Балканах, но найти свое место в глобальной геостратегической игре.

Сербия балансирует иногда довольно рискованно, между главными мировыми игроками.

О том, как Сербия выстроила политику многовекторности, читайте в материале кандидата исторических наук, временного поверенного в делах Украины в Боснии и Герцеговине (2018 год) Владимира Цыбульника Многовекторная Сербия: что формирует внешнюю политику Белграда и где границы её дружбы с РФ.

Часто внешнюю политику Белграда описывают как постоянную борьбу между российским и европейским векторами. Впрочем, этих векторов не менее четырех.

Сербские власти уже забыли, что Россия поддержала международные санкции против Сербии во время войны в конце прошлого столетия.

По имеющимся данным, цена российского газа для Сербии где-то между $270 и $420. Она и дальше будет оставаться достаточно привлекательной, но по одному условию – Белград не должен присоединяться к антироссийским санкциям.

К тому же РФ поддерживает превращение Сербии в вооруженного монстра региона.

Министр внутренних дел Александр Вулин расширил сотрудничество генштабов России и Сербии, даже наработавших план совместной военной операции против Косово.

А еще он первый сербский политик, который в статусе министра обороны в декабре 2020 года официально провозгласил концепцию "сербского мира", которая стала своеобразным римейком старой идеи "Великой Сербии". Она схожа с "русским миром" - "защитим всех сербов, где бы они ни жили".

В основе московского направления внешней политики Белграда лежит фейковый миф о многовековой дружбе двух народов, энергоносители, оружие, "сербско-русский мир", православную церковь.

Однако Москва никогда не была ни партнером, ни защитником. Она только использует Белград в своих целях.

Еще за семь лет до того, как Россия начала свой газовый шантаж – в 2015 году – Белград начал задумываться о поиске новых поставщиков газа и нефти.

Недавно несколько представителей сербских властей признали, что они активно ищут не только альтернативных России поставщиков газа, но и готовятся совсем от него отказаться уже в ближайшее время.

В то же время в Белграде начинают понимать, что потери от сотрудничества со страной-изгоем начинают превышать прибыль. И это уже начинает оказывать влияние на сотрудничество с РФ.

Сербия рассматривает КНР как государство, позволяющее диверсифицировать источники приобретения оружия и инвестиций, а также улучшить транспортную инфраструктуру.

Благодаря Китаю у Белграда появилась возможность снизить зависимость от России и безболезненно отказываться от российских предложений.

Сербский президент мечтает привести страну в Евросоюз и на этом пути уже сделано немало.

С 2012 года Сербия имеет статус страны-кандидата на членство и ведет переговоры по 22 из 35 глав Acquis Communautairе.

Значительным достижением стало открытие переговоров сразу по четырем главам.

Еще недавно в Сербии и ЕС были убеждены, что страна может стать полноправным членом в 2025 году и сейчас эта уверенность исчезла, поскольку появляются признаки отката и приостановка необходимых реформ.

Вучич хочет и дальше получать пока дешевый российский газ, а с другой - иметь доступ к европейским средствам. А Вулин заявил, что ему этот ЕС не нужен.

В Европарламенте даже прозвучало предложение "заморозить" переговоры с Сербией, если она не изменит пророссийскую позицию и не возобновит переговоры с Косово.

Охарактеризовать внешнюю политику Сербии можно так: "быть хозяевами на Западных Балканах и дружить с крупными мировыми игроками, никому ничего не обещая".

Однако возможностей для такой политики у Белграда остается меньше.

Подробнее - в материале кандидата исторических наук, временного поверенного в делах Украины в Боснии и Герцеговине (2018 год) Владимира Цыбульника Многовекторная Сербия: что формирует внешнюю политику Белграда и где границы её дружбы с РФ.