Как Украине и Молдове упростить свой путь к членству в ЕС
Четверг, 18 августа 2022, 17:40
Правительства Украины и Молдовы ищут целостный подход в своей стратегии присоединения к Евросоюзу.
Однако независимо от того, насколько профессионально Киев и Кишинев смогут выстроить свою политику вступления, они должны учитывать опыт предыдущих расширений ЕС и подводные камни, которые могут появиться в процессе вступления.
Об этом – в статье старшего аналитика Центра "Новая Европа" Леонида Литры Зависимость от соседа: почему вступление Украины в ЕС привязано к Молдове и наоборот.
Опыт стран Центральной Европы и Балтии часто является основным ориентиром в процессе вступления, особенно с точки зрения скорости и качества имплементации реформ (по крайней мере, на момент вступления).
Впрочем, сегодня наиболее релевантным опытом для Украины, Молдовы и, вероятно, Грузии является балканский кейс, который, к сожалению, может не вдохновлять Киев и Кишинев. Однако он наиболее реалистично отражает, с чем придется столкнуться Украине и Молдове.
ЕС признал перспективу членства Балкан в 2003 году. Однако прошло много лет, прежде чем Северная Македония, Черногория, Албания и Сербия получили кандидатский статус, в то время как Босния и Герцеговина и Косово все еще остаются потенциальными кандидатами.
В следующем, 2023, году исполнится 20 лет с тех пор, как начался процесс интеграции Балкан, и только Хорватии удалось стать членом ЕС.
Для других стран региона процесс застопорился с обеих сторон.
Между тем, эти государства теряют интерес и делают вид, что проводят реформы, тогда как ЕС делает вид, что интегрирует эти страны. Это напоминает старый советский анекдот: "Мы делаем вид, что работаем, а вы делаете вид, что нам платите".
Доверие к процессу вступления ослабело по многим причинам.
Получив статус кандидата на членство в ЕС, Украина и Молдова, несмотря на разные "весовые" категории, теперь связаны между собой процессом вступления.
Примеры интеграции стран Балкан показывают, что такая взаимозависимость может быть как слабостью, так и сильной стороной.
Адвокатируя предоставление им статуса кандидата, Украина и Молдова в большинстве своем вели каждая свою игру. Однако эта стратегия принесла мало положительных результатов.
Хорошие отношения между соседями - один из важных принципов расширения ЕС. Поэтому для вступления в Евросоюз Украине и Молдове придется найти общий знаменатель и свести недоразумения к минимуму.
То же касается отношений с другими странами-членами ЕС, которые, при желании, могут заблокировать процесс вступления.
Пока две наши страны связаны в процессе интеграции, мы будем двигаться вперед только при условии, если и Украина, и Молдова будут хорошо выполнять свою домашнюю задачу.
Ненадлежащая имплементация реформ будет влиять не только на свою перспективу членства, но и на перспективу соседа.
Поэтому на этом этапе обе страны должны быть заинтересованы в том, чтобы двигаться вперед вместе и синхронизировать свою повестку дня.
В то же время синхронизацию не следует воспринимать как пребывание обеих стран в одной корзине, иначе они могут стать заложницами друг друга, как это было в случае с Албанией и Северной Македонией.
Это означало бы, что вместо того, чтобы продвигаться вперед, страны действительно будут сдерживать друг друга.
Подробнее - в материале Леонида Литры Зависимость от соседа: почему вступление Украины в ЕС привязано к Молдове и наоборот.